Банкротство как институт гражданского права. Особенности законодательства о банкротстве в Великобритании, Германии, США, Франции (цель, сходство и различия).


Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. По­этому его историю можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличи­тельные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.

Франция. В 1985 г. были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же на­званием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидато­рах и экспертах по определению состояния предприятий».

По сравнению с законодательствами других стран зако­ны Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к про­блеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении со­стояния неплатежеспособности. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

В зависимости от размеров предприятия-должника применяются две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. По­следняя используется в отношении предприятий со шта­том персонала не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 млн фр. Суть ее состоит в том, что суд не на­значает судебного администратора. Должник сам пред­ставляет свои интересы в суде, сохраняя при этом кон­троль над предприятием.

При рассмотрении дела о несостоятельности пред­приятия суд анализирует его предшествующую деятель­ность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установ­ленного момента и кончая датой принятия ходатайства о Несостоятельности, именуется периодом подозрительно­сти. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, без­возмездную передачу имущества или продажу его за нБанкротство как институт гражданского права. Особенности законодательства о банкротстве в Великобритании, Германии, США, Франции (цель, сходство и различия).еадекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.

После принятия ходатайства о несостоятельности пред­приятия начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуа­ции и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работ­ник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приори­теты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при определении сверхприоритета при выплатах: предпочтение отда­ется выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры бан­кротства отводится представителю работников предпри­ятия-должника, мнение которого учитывается при принятии решения суда. При несогласии с решением представи­тель работников имеет право подать на апелляцию.

Германия. В 1877 г. на основе прусского закона был принят Конкурсный Устав, состоящий из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В пе­риод нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.

Новое законодательство о банкротстве в уже объеди­ненной Германии появилось в 1999 г. Как видно, законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой пре­следуют цели — сохранение бизнеса должника и сораз­мерное удовлетворение требований кредиторов

В немецком законодательстве установлен обязатель­ный нормативный срок — 21 день, и в течение этого сро­ка должник обязан восстановить свою платежеспособ­ность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в против­ном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему при­меняются меры в строго определенной последовательно­сти. Сначала проводится нейтральная процедура, или про­цедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20—25 тыс. DM. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.   

При открытии судом дела в отношении должника прежде всего вводится процедура конкурсного производ­ства и назначается конкурсный управляющий. Требова­ния к последнему и его задачи в германском законода­тельстве такие же, как и в российском. Порядки проведе­ния процедуры также во многом схожи. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших ме­рах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

При продаже имущества конкурсный управляющий ру­ководствуется принципом сохранения целостности бизне­са, т.е. стремится не допустить разрыва его на части.  Санация несостоятельного предприятия может прово­диться по одному из следующих путей: без смены собст­венника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника — продажа бизнеса.

Санация осуще­ствляется на основании плана, который утверждается соб­ранием кредиторов не менее 50% голосов от объема требо­ваний кредиторов и 50% голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по отБанкротство как институт гражданского права. Особенности законодательства о банкротстве в Великобритании, Германии, США, Франции (цель, сходство и различия).Банкротство как институт гражданского права. Особенности законодательства о банкротстве в Великобритании, Германии, США, Франции (цель, сходство и различия).срочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение. С при­нятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему кон­троль за выполнением плана.

Таким образом, в рассмотренных странах процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурс­ного производства отсутствует.

Великобритания. В 1914 г. был принят Закон о банкрот­ствах, который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в Закон «О несостоятельности и бан­кротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ: называться он будет Законом «О восстановле­нии», цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния.

В соответствии с действующим законодательством не­состоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме страховых компаний и банковских инсти­тутов, правовое положение которых регламентируется спе­циальными законами.

При установлении факта неплатежеспособности долж­ника к нему могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование дол­гов и администрирование доходов компании) и ликвида­ционные (принудительная и добровольная ликвидация). Рассмотрим суть каждой из них.

При процедуре добровольного урегулирования долгов на­значенный судом куратор разрабатывает план урегулиро­вания долгов, напоминающий мировое соглашение. По­сле утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его вы­полнением. Процедура администрирования доходов компа­нии схожа с внешним управлением в российском законо­дательстве. Процедуры ликвидации Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предпри­ятия (фирмы).

Процедуры антикризисного регулирования проводят­ся либо государственными ликвидаторами (государст­венными служащими), либо профессиональными арбит­ражными управляющими.

Основное внимания законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за неко­торым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

США. Первые положения о регулировании банкрот­ства появились в XVIII в. В 1787 г. Конституционный Конвент США наделил конгресс полномочиями прини­мать законодательные акты по разрешению споров кре­диторов с должниками. Это связано с отказом от приме­нения жестокой английской практики регулирования не­состоятельности, предусматривавшей в отдельных случа­ях смертную казнь. В 1898 г. был принят закон о несо­стоятельности, который впоследствии претерпел корен­ное преобразование в 1938 и 1970 гг. С 1979 г. вступил в силу новый закон, который предусматривает множест­венность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. В нем также нашли отражение тенденции от­хода от традиций англосаксонского права и сближения с законодательством континентальной Европы.

В соответствии с действующим законодательством к несостоятельным должникам могут применяться следую­щие меры:

реорганизация в форме перестройки финансов, погашения долгов, выплаты дивидендов (она осуществля­ется самим должником, однако в случае выявления его обмана или некомпетентности собрание кредиторов мо­жет назначить для проведения реорганизации времен­ного управляющего);

ликвидация в процессе конкурсного производства, которая проводится временным управляющим;

• меры, предусмотренные специальными нормативными актами, по отношению к должникам, правовое положение которых регламентируется специальными законами (к таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).

Законодательство США рассматривает банкротство как неизбежное зло предпринимательства. Целью его яв­ляется не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.

Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам ха­рактерен и для японского законодательства: их поддержка и восстановление имеют целью полную реабилитацию по­средством урегулирования интересов кредиторов, должни­ка, акционеров и прочих участников банкротства.

Сравнивая подходы к решению проблемы банкротства в развитых странах, можно найти следующие различия. Существенное значение в организации процесса против должника является время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процес­се. В законодательстве США и Великобритании его на­значение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а Германии и Франции — после принятия ходатайства о возбуждении дела о несо­стоятельности к производству, что свидетельствует о стро­гости первых и демократичности вторых.

Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пятизначной шкале защи­щаемых интересов на радикально прокредиторские, уме­ренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют интересы кредиторов, в двух по­следних - должника. Так, новый российский Закон «О не­состоятельности (банкротстве)» и правовая система Вели­кобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции, Японии - к ради­кально продолжниковской.

Следующим критерием оценки всякой правовой сис­темы несостоятельности является возможность реабили­тации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США) и реабилитацией его бизнеса (Германия, Япония). Пер­вое достигается путем всевозможных компромиссов, про­ведения реорганизационных мер. Последнее предполага­ет сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

Таким образом, можно выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий в разных странах: пер­вый — их ликвидация, и тогда суд выступает в качестве «похоронного бюро», а второй — реорганизация, где суд вы­ступает в роли «лекаря». При этом второй подход домини­рует. Однако, несмотря на существенные различия в содер­жании законодательств о банкротстве разных стран, по­степенно вырабатывается единообразный подход к регули­рованию этого процесса. Суть его состоит в дифференциа­ции исхода ситуации и возможности выбора процедуры пре­одоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобно­вить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: