Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.


Первая важная фаза экономического цикла — кризис, для которой характерны следующие черты:

o Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

o Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;

o Большое количество банкротств и массовая безработица;

o Снижение зарплат и уровня жизни;

o Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;

Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.

Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.

Антициклическая политика — включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.

Негативные последствия экономических кризисов вынуждает государство проводитьь антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Виды политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная политика

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная политика

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработно платы

Понижение зарплаты

Повышение зарплаты

Инвестиционная политика

Сокращение государственных расходов

Увеличение государственных инвестиций

Фискальная политика государства:

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования в современных экономиках с целью обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.

В краткосрочной перспективе:

o Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства , доходов и занятости.

o Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.

В долгосрочной перспективе:

o Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

Что касается налогов, то их воздействие на величину национального производства и доходов прямо противоположно воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным мультипликационным эффектом.

Мультипликационный эффект заключается в том, что рост производства и доходов в одной отрасли приводит к стимулированию роста производства смежных областей.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор

Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.

Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика  — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

o В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.

o В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.

2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).

Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

o нормативно-законодательной деятельности (Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ № 127)

o финансового регулирования — управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

o Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

o Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.

Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: