Этапы проц-ы банкр-ва хоз-х орг-й. Причины убыт-ти рос фирм. 4 этапа процесса, связ с банкр-м в РФ


Этапы процесса, связ-го с банкр-м хоз орг-и в РФ:

1. устан-е несост-ти/банк-ва п/п-й. Согл-о ФЗ о несост-ти/банк-е от 8.01.98 гл1 ст2 несост-ть/банкр-во - признан-е арб-м судом или объявления долж-м неспос-ть долж-а в полном V-е удов-ть треб-я кред-в по ден-м обязат-м и/или испол-ть обяз-ть по уплате обяз-х платежей. Признак банкр-ва  если соотв-е обяз-ва и/или обяз-ти не испол-ы им в теч-е 3-х мес с наступления даты их исп-я.

2. процесс в арб-м суде. Обращаться в АС по делу о несос-ти , банк-ве м.сам долж-к хоз-ой орг-ии, кредитор, прокурор. В отличие от должника кредитор м. отозвать заявление из АС. АС приним-т дело к произ-ву, если треб-ие к долж-ку : юр.лицу превышает 100т.р., физ.лицу – 10 т.р. При наличии возм-ти восст-ия пл-спос-ти должника АС приост-т произ-во по делу о несост-ти, уст-т внеш-ее упр-ие имущ-вом долж-ка или проведение санации по заявлению кредитора. Если нет возм-ти восст-ия АС приз-т банкротом хоз. орг-ии с открытием конкурсного произ-ва и ее принудительной ликв-ии.

3. реорган-е процедуры (санация). С мом-та внеш. упр-ия: 1) рук-ль фирмы передает все дела внеш управ-му, 2) дейст-т мораторий на удовл-е треб-й всех без искл-я кред-в, 3)кред-ы образ-т собр-е кред-в, в к-м устан-т з/п внеш управ-у и конт-т его дейст-я, 4)пров-ся санация одного из 2-х видов:  

реорг-я долга без измен-я статуса юр лица фирмы. Восстан-е кредитосп-ти фирмы за счет собст-х ср-в, ср-в бюджетов (если гос п/п), за счет целевого банк-го кредита, за счет перевода долгов на др. юр лицо, за счет выпуска цен. бумаг и т.д.

реорг-я долга с изм-м статуса юр лица. Дан вид предусм-т первоочер-е право на участие в провед-и санации имеют собст-ки п/п-долж-а, кред-ы, члены труд кол-ва этого п/п.

Продол-ть санации не более 18 мес, арб суд м-т продлить еще на 6 мес. В случаи недостиж-я целей санации, арб суд прин-т реш-е о приз-и орг-и банкротом.

4. ликвид-я фирмы (конкур-е произ-во). Такое произ-во осущ-т конкур-й управ-й, к-й выдв-ся собр-м кред-в и утвер-ся арб-м судом. С мом-та откр-я конк-го произ-ва1) не допус-ся отчуждений имущ-ва и погаш-е обяз-в, кроме случае предусм-х законом 2) прекр-ся начис-я неустойки по проср-м обяз-м (все претен-и дол-ку д.б. предост-ы в 2-х мес-й срок).

Конк-й управ-й:1) оценивает активы, размеры долгов, опр-т конкурсную массу 2)продает им-во и выруч-е ср-ва напр-т в след-й очеред-ти:*вне очер-и - судебные расходы и расх-ы на осущ-е конк-го пр-ва,* 1оч-треб-я граж-н за причен-й вред здор-ю, * 2оч - з/п персонала, * 3оч-треб-е кред-в, подт-е залогом, * 4оч-обяз плат-и в бюд-т и небюд-е фонды, * 5оч-расч-ы с др кред-ми. Ликвидация вкл-т в себя: -1 назн-е арб-м судом ликв-й комиссии, -2 оценку им-ва, -3 расчеты, -4 напр-е в арб суд ликв-го баланса и пред-е о ликв-и юр лица банкр-м

Причины банкротства фирм в пром-о разв-х странах:

1) затоваривание 2) излишнее оборуд-е 3) быстрое и неконтр-е расш-е хоз. деят-ти 4) отсут-е сбыта 5) плохая клиентура

Причины убыточности рос. фирм:

1. порожд-е обшей затрат-ой макроэк-ой 2. рез-т неудач-й страт-и фирмы 3. рез-т некоррект-й переоценки пром-го баланса 4. рез-т коммерциализации 5. рез-т скачкообр-го увел-я затр-т 6. рез-т сознат-го перераспр-я потока затр-т и дох-в м/у отд-ми хоз орг-ми.

Опр-ие несост-ти (банк-ва) согласно ФЗ РФ. Условия неспос-ти юр. лица. Цели конкурсного произ-ва. З-н о несост-ти: на кого распр-ся, какие цели преследует, кто назн-ет внеш-го упр-его, что озн-т мировое согл-ие.

Согл-о ФЗ о несост-ти/банк-е от 8.01.98 гл1 ст2 несост-ть/банкр-во - признан-е арб-м судом или объявления долж-м неспос-ть долж-а в полном V-е удов-ть треб-я кред-в по ден-м обязат-м и/или испол-ть обяз-ть по уплате обяз-х платежей. Признак банкр-ва  если соотв-е обяз-ва и/или обяз-ти не испол-ы им в теч-е 3-х мес с наступления даты их исп-я.

Цели конкур-го произ-ва: 1) охрана противобор-х сторон по отн-ю к орг-и, 2) соразмерное, пропор-е удов-е треб-й разл-х кред-в, 3) объяв-е фирмы своб-й от задолж-ти

Закон о несост-и  явл-ся комплек-м актом, содер-м нормы мат-го и процессуального права как для физ, так и для юр лиц, и расспрос-ся на п/п-я всех форм собст-ти. Он устан-т осн-я для приз-я долж-ка банк-м, рег-т порядок и усл-я осущ-я мер по предупр-ю банкр-ва, а также отн-я м/у п/п-м-долж-м и кред-ми при рассм-и дел о банкр-ве, опр-т права, обяз-ти и ответ-ть всех лиц этого процесса.

Закон не пресл-т цели обяз-й ликв-и п/п-я при налич-и признаков банкр-ва. Если имются возм-ти оздор-ть деят-ть п/п-я с целью предот-я его ликв-и, предлаг-ся спец-е реорг-ие процедуры, в т.ч. назн-ие арб-м судом внеш управ-го имущ-м долж-ка. В процессе прои-ва по делу м.б. дост-о мировое согл-е сторон. Оно закл-ся м/у п/п-м-долж-м и конкур-ми кред-ми только в отн-и треб-й четвертой и послед-х очередей (всего 7) и может исходить из рассрочки или отсрочки платежей или скидки с долгов, причит-ся кред-м. Мир-е согл-е подлежит утвер-ю арб-м судом и счит-ся принятым, если за его закл-е высказ-сь 2/3 (по сумме треб-й) конк-х кред-в. В теч-е 2-х нед после его утв-я арб-м судом кред-ы д-ы получить не менее 35% от суммы долга.

29. Опр-ие несост-ти (банк-ва) согласно ФЗ РФ. Когда кто опр-т спец-ые орг-ные прцедуры. Обращение в АС по делу о несост-ти: кто обращается, условия отзыва заявления, минимальный размер треб-ия, условия отклонения заявления. Реорг-ные процедуры (санация).

Арб-й суд принимает дело к произ-ву, если треб-я к долж-ку прев-т 500мрот. Если подт-ы признаки несост-ти и нет реал-й возм-ти прод-я деят-ти хоз орг-и, арб-й суд прин-т реш-е о приз-и ее банкротом с открыт-м конкур-го произ-ва и ее принуд-й реорг-и.

Возбужд-е произ-ва в арб-м суде по делу о несост-ти (банк-е) осущ-ся на осн-и заявл-я долж-каили кред-в, а также прокурором. К заявл-ю долж-ка прил-ся обосновывающие его док-ты: прежде всего форма №1-бух баланс.Заявл-е долж-а не м.б. отозвано. Подаче заявл-я д-о предшест-ть извещ-е долж-а о том, что если он в теч-е 7 дней не вып-т  свои просроч обяз-ва, то кред-р обр-ся в арб суд о возбужд-и дела о его несост-ти. Заяв-е кред-а м.б. отозвано им до возб-я произ-ва по делу. Арб суд прин-т реш-е об откл-и заяв-я в тех случ-х, когда в ходе суд-го разб-ва выяв-а фактич-я состоят-ть долж-а и треб-я кред-в м.б. удовл-ы. При налич-и возм-ти восстан-я ч/з реорг-е процедуры платежесп-ти долж-ка арб суд преост-т произ-во по делу и  устан-т внеш управ-е или пров-е санации. Ходатайство о прим-и реорг-х процедур м.б. подано долж-м, собст-м им-ва п/п-я долж-а, кред-ми. Санация закл-ся в том, что п/п-ю долж-у м.б. предлож-а фин помощь в размере, достат-м для погаш-я ден-х обяз-в и обяз-х плат-й и восстан-я платежесп-ти долж-а. Санация п/п пров-ся в 3-х осн-х случ-х:1) до возб-я кред-ми дела о банк-е, если п/п-е в попытке выхода из криз-го сост-я прибегает к внеш-й помощи по своей иниц-ве. 2) если само п/п-е, обрат-ся в арб суд с заяв-м о своем банк-е, одновр-о предлаг-т усл-я своей санации. 3) если реш-е о пров-и сан-и выносит арб суд по поступ-м предлож-м от желающих удов-ть треб-я кред-в п/п-я-долж-а и вып-ть его обяз-ва перед бюджетом.

30. Действия с мом-та введения внеш. упр-ния: рук-во, мораторий, зарплата и контроль деят-ти внеш. упр-его, санация. Два вида санации. Условия реоранизации.

Внеш управ-е имуществом долж-а осущ-ся арб судом. В его обяз-ти входит ряд мер пол восст-ю платежесп-ти п/п-я - долж-а и продол-ю его деят-ти. Все меропр-я внеш управ-й осущ-т согласно плану, утвер-му собр-м кред-в. Ввод-ся внеш управ-е на срок не более 12 мес, к-й м.б. продлен не более чем на 6 мес, если иное не предусм-о ФЗ. С момента введ-я внеш управ-я:1) рук-ль фирмы передает все дела внеш управ-му, 2) дейст-т мораторий на удовл-е треб-й всех без искл-я кред-в, 3)кред-ы образ-т собр-е кред-в, в к-м устан-т з/п внеш управ-у и конт-т его дейст-я, 4)пров-ся санация одного из 2-х видов:   + реорг-я долга без измен-я статуса юр лица фирмы. Восстан-е кредитосп-ти фирмы за счет собст-х ср-в, ср-в бюджетов (если гос п/п), за счет целевого банк-го кредита, за счет перевода долгов на др. юр лицо, за счет выпуска цен. бумаг и т.д.+ реорг-я долга с изм-м статуса юр лица. Дан вид предусм-т первоочер-е право на участие в провед-и санации имеют собст-ки п/п-долж-а, кред-ы, члены труд кол-ва этого п/п. Продол-ть санации не более 18 мес, арб суд м-т продлить еще на 6 мес. В случаи недостиж-я целей санации, арб суд прин-т реш-е о приз-и орг-и банкротом.

31. Ликвидация фирмы (конкурсное производство): исполнительное лицо, что предусматривается. Обязанности конкурсного управляющего. Состав ликвидационных процедур.

Такое произ-во осущ-т конкур-й управ-й, к-й выдв-ся собр-м кред-в и утвер-ся арб-м судом. С мом-та откр-я конк-го произ-ва1) не допус-ся отчуждений имущ-ва и погаш-е обяз-в, кроме случае предусм-х законом 2) прекр-ся начис-я неустойки по проср-м обяз-м (все претен-и дол-ку д.б. предост-ы в 2-х мес-й срок).

Конк-й управ-й:1) оценивает активы, размеры долгов, опр-т конкурсную массу 2)продает им-во и выруч-е ср-ва напр-т в след-й очеред-ти:*вне очер-и - судебные расходы и расх-ы на осущ-е конк-го пр-ва,* 1оч-треб-я граж-н за причен-й вред здор-ю, * 2оч - з/п персонала, * 3оч-треб-е кред-в, подт-е залогом, * 4оч-обяз плат-и в бюд-т и небюд-е фонды, * 5оч-расч-ы с др кред-ми. Ликвидация вкл-т в себя: - назн-е арб-м судом ликв-й комиссии, - оценку им-ва, - расчеты, - напр-е в арб суд ликв-го баланса и пред-е о ликв-и юр лица банкр-м

32. Формы государственного регулирования кризисных процессов. Пути выведения хозяйственных организаций из кризисного состояния. Возможности муниципалитетов и общественных организаций.

 Формы гос рег-я криз процессов:

1)Норм-о-закон-я деят-ть-издание законов, подзак-х актов. Осн-й эк закон:ГК; Указ през-та от 14 июня 1992 г.О мерах по поддер-ке и оздор-ю несост-х гос п/п-й(банкротов) и прим-ю к ним спец процедур; закон РФ О несост-ти (банк-ве) п/п-й от 1 марта 1993;Указ през-а РФ от 2 июня 1994г. О продаже гос п/п-й-долж-в; постан-е прав-ва РФ от 20 мая 1994г. О некот-х мерах по реал-и закон-ва о несост-ти (банк-е) п/п-йЗащита интересов гос-ва как собс-ка в отн-и фед-х п/п-й, а также п/п, в устав-м капит-е к-х есть доля гос-ва, возложена на фед управ-е по делам несост-ти при Мингосимущ-ве Рос.

2)фин регул-е. Линии гос возд-я: - форм-е бюд-та (стр-ра дефиц-ти); - эмиссия ГКО и др. цен. бумаг; - кредиты и ссуды; - курс-ая пол-ка ЦБ; - налог-е рег-е - поэтапное смещ-е налог-й нагр-ки с произ-х п/п-й на население; - тарифы; - цены на рес-ы;

3)произ-во: - гос заказ на тенд-й основе; - подряд на строит-во; - упр-е гос пакетом акций ч/з интегр-е стр-ры; -фин-ие НИОКР; -спец проги разв-я круп-х произ-в; -поддер-а мал, ср бизнеса; -реструк-я задол-й хоз-в орг-и; -поддер-а экспорта; -защита импорта.

4)соц сфера:-обесп-е занят-ти; -пенсии, пособия, степендии; -мед-на; -образ-е.

 Пути выв-я хоз орг-й из криз сост-я: 1 орг-о-струк-е преобр-я на микро и макро уровне; 2 сепарация глоб-х неподвлас-х и лок-х подвлас-х фак-в криз-ти орг-и и разраб-ка ср-в нейтр-ии последних; 3 оптим-ия струк-й совмест-и происх-х изм-ий на разных ур-х эк-ки и управ-й вертикали путем устан-я осередности их осущ-я

33. Внешние и внутренние производственно-хоз. факторы в системе а/кр процедур. Семь этапов диагностики фин состояния.

Учитывая что предприятие явл-ся одновременно и субъектом и объектом в системе а/кр процедур, наиболее важным предполагается деление факторов на внешние и внутренние.

Внешние не зависят от организации работы самого предприятия, их изменение не подвластно воле предприятия. К ним относ-ся: 1.изменение системы налогообложения; 2.взаимоотношение между регламентированными органами; 3.рост тарифов энергоносителей; 4.тарифы на транспортные перевозки и содержание соц объектов.

Внутренние напрямую зависят от управления а/кр – го менеджмента на предприятии и является основой для определения внутренних резервов восстановления платежеспособности.

Семь этапов диагностики:  1эт-состояние реализации и производства продукции; 2эт-состав и структура выпускаемой продукции; 3эт-конкурентоспособность продукции. Оценка емкости рынка, оценка доли предприятия на рынке, классификация сравниваемых параметров; 4эт-наличие и эффективность использования производственных ресурсов; 5эт-оценка финансового результата деятельности, включая оценки абсолютных и относ показателей.

Осн-ые задачи оценки фин результата при диагностике неплатежеспособности: 1) оценка диагностики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; 2) анализ источников и структуры прибыли;3) выявление результатов повышения прибыли и уровня рентабельности. 6эт - фин состояние предприятия и его фин устойчивость хар-ся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование фин ресурсов предприятия. 7эт- эффективность управления фин ресурсами. Методы фин оздоровления применяемы для конкретного предприятия зависят от глубины кризиса. Диагностика позв-т опр-ть общие типовые и индив-ные причины попадания п-п в зону неплат-ти.

34. Комплексный подход к диагностике несостоятельного предприятия. Стадии несостоятельности п/п. Общие, типовые и индивидуальные причины попадания предприятия в «зону неплатежеспособности».

Комплексный подход пред-т изучение ряда ф-ров фин-экон-ой деят-ти п-п. Комплексный подход осн-н на последоват-ной  оценке внутр-х и внеш-х ф-ров, опр-щих глубину фин-х кризисов, выбор и перспективы применения м-дов фин-го оздоровления.

Стадии несостоятельности: 1). открытая стадия банкротства, проявляющаяся в росте ухудшении структуры баланса; 2).стадия фин неустойчивости, проявляющаяся в рассогласовании фин потоков и возникновении хронической неплатежеспособности, которая сопровождается снижением производственного и рыночного потенциала предприятия, наличием признаков банкротства.

Диагностика фин-экон  состояния позволяет определить общее типовые и индивидуальные причины попадания предприятия в зону неплатежеспособности.

Общие причины непл-ти:

1) низкая конк/спос-ть прод-ии. 2) несвоевр-ое поступление выручки от продажи ликвид-х товаров. 3) низкий удельный вес ден-ой сост-щей выручки от реализации прод-ии в связи с бартерным хар-ром тов-ых отн-ий м/д п/п. 4) дебит. задол-ть гос-ва за заказ. 5) большие расходы на сод-ие жилищного фонда. 6) задол-ть п/п п/д орг-ми-монополистами (газ, тепло, вода). 7) неиспол-мые в произ-ве админ-ные и бытовые помещения, оставш-ся из-за сокращения произ-ва.

Типовые причины:

1) отсут-вие, неправильное ведение рабочего календаря. 2) котловой учет затрат. 3) вксл-ие в с/с-ть реал-ой прд-ии затрат,, не связ-ных с произ-вом и реал-ей.4)неэфетивное упр-ние имущ-ным комплексом.

35. Критерий выбора фин оздоровления. Группы показателей – индикаторов фин эконом состояния – критерии выбора методов финансового оздоровления. Методы и мероприятия финансового оздоровления, применяемые  к предприятиям-должникам по каждой группе показателей.

Группы критериев: 1) показатели хар-е внешние признаки несостоятельности и вытекающие из законодательства о банкротстве: показатели оценки структуры баланса, коэффициент тяжести просроченных обязательств, п/п должнику имеющему внешние признаки несостоятельности применяются общие методы фин оздоровления и оперативные мероприятия по восстановлению платежеспособности; 2) показатели характеризующие эффективность управления п/п: рентабельность продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и наличие убытков. Предприятию должнику, имеющему неуд значения показателей 2-й группы применяются локальные мероприятия по улучшению фин состоянию.  3) показатели хар-е производственный и рыночный потенциал: показатели состояния производства и реализации продукции, показатели состояния и использования производственных ресурсов (численность персонала, произ-ть труда, коэфф износа основных фондов, фондоотдача). В рез-те диагностики опр-ся возм-ть сохр-ия испол-ия произ-го и рын-го потенциалов п/п. На основе оценки пок-лей 3-ей группы приним-ся реш-ие о сохр-ии п/п-должника или ликвд. процедуре данного п/п. Неуд значения показателей производственного и рыночного потенциала свидетельствуют о глубоком фин кризисе и требуют в случае сохранения п/п разр-ки последовательных программ фин оздоровления.   

36. Алгоритм выбора методов фин оздоровления, его этапы. Этапы алгоритма фин оздоровления. Цели реализ-ии фин оздоров-я на каждом этапе.

Алгоритм выбора методов фин оздоровления. Этапы:  1эт – результаты предворит-й оценки фин состояния; 2эт – применение общих методов фин оздоров-я; 3 эт – наличие внеш-х признаков несостоятельности п/п; 4 эт – применение оперативных методов фин оздоров-я; 5 эт – эф-ть управления деятельностью п/п; 6 эт – применение долгосрочных методов фин оздор-я; 7 эт – удовлетворительность показателей, хар-х производ-е и рыночные потенциалы; 8 эт – применение долгосрочных инвестиционных подходов фин оздор-я; 9 эт – прогнозир-я оценка фин состояния п/п: предоставляется кредиторам, федеральной службе по делам о несостоятельности, арбитражному суду, отраслевому министерству.

Алгоритм фин оздоровления. Этапы: 1 эт – изучение и устранение внешних факторов банкротства. Оперативные методы фин оздор-я или восстановления платежеспособ-ти: 1) совершенствование платежного календаря; 2) регулирование уровня НЗП; 3) перевод низкооборотных активов в высокооборотные; 4) переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную. 2 эт – проведение локальных мероприятий по улуч-ю фин оздор-я. Цель – обеспечение устойчивого фин положения в среднесрочной программе, которая проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации, достаточный уровень ликвидности активов, повышение рентабельности продукции. Локальные методы: 1) установление путей при остан-и штрафных анкций за просроч-ю кредит-ю задолж-ть; 2) обеспечение достаточности фин ресурсов для покрытия вновь возник-х текущих обязательств и погашентя старых долгов. 3 эт – создание стабильной финансовой базы. Используются долгосрочные методы фин оздоров-я: 1) активный стратегический маркетинг с целью поиска перспектив-х рыночных ниш; 2) поиск стратегических  инвестиций; 3) смена активов под новвую продукцию.  Цель – обеспечение устойчивого фин положение в долгосрочной перспективе, создание оптимальной структуры баланса и фин результатов  и устойчивости фин системы к неблагоприятным внешним воздействиям.

37. Понятие: риск, неопр-ть, вер-ть, усл-я риска, усл-я неопр-ти. Определение управленческого риска и его характеристики. Максимакс как критерий критерий принятия решения с максимальным результатом пари высоком уровне риска.

 Пон-е риск связано стакими пон-ми как неопр-ть, вер-ть, усл-я неопр-ти, усл-я риска. Риск- потери, ущерб, вер-ть к-х связана с налич-м неопр-ти, а также выгоду и прибыль, получить к-е возм-о лишь при дейст-х, обрем-х риском. В мен-те пон-е риск связ-о с хар-м и слож-ю проб-м, усл-ми принятия управ-х реш-й и прогноз-м рез-в.Управ-й риск-хар-ка управ-й деят-ти, осущ-й в ситуации той или иной степени неопр-ти, вслед-и недост-ти инфы, при выборе мен-м альт-го реш-я, критерий эф-ти к-го связан с вер-ю прояв-я негат-х усл-й реал-и. Хар-ки риска:1 размер вер-го ущербв(потерь) или вел-а доп дох-а как рез-т деят-ти в риск-сит-и; 2 вер-ть риска как степень возд-я источника риска: от 0 до1; 3 ур-ь риска - отн-е вел-ы ущерба к затр-м на подг-у и реал-ю риск-реш-я: 4 степень риска - качест-я хар-ка вел-ы риска и его вер-ти (выс, ср, низ, 0-ая); 5 приемлемость риска-вер-ть потерь и вер-ть того, что эти потери не превысят опр-й ур-ь; 6 правомерность риска - вер-ть риска нах-ся в пределах нормативного ур-я для дан сферы деят-ти, к-й нельзя превысить без прав-х наруш-й . При принятии реш-я с макс-м резул-м, но и с выс ур-м риска исп-т критерий максимакса: надо сопост-ть ожид-ю эк-ю выгоду и возм-е потери. Если потеривыгоду, такое реш-е неоправданно.

38. Взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов (источников) риска применительно к менеджменту производственно-хозяйственных организаций.

На схеме 1 отражена взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов или источников риска применительно к менеджменту производственно-хозяйственных организаций. Из внешних факторов  следует отметить источники риска, связанные с кризисом социально-экономического развития страны и отдельных регионов, а также рыночные  источники, связанные с нарушением надежности или трудностями формирования новых связей с потребителями, поставщиками, с проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми, материальными и другими видами ресурсов.

В качестве внутренних признаков выделения риска выступают функциональные особенности рисковой деятельности—производственной, финансовой, маркетинговой и др. Факторы взаимодействия обеспечивают управление риском как процессом выявления источников риска, определения вероятности  его проявления  в ходе производствса и воздействия  на результат  и последствия производственно-хозяйственной деятельности организации.

39. Классификация рисков по основным признакам: назначение риска; функциональные особенности риск-процесса; содержание риск-результата; последствия реализации риск-решения; уровень внешних факторов (источников) риска; рыночный фактор риска; рынки факторов производства как источники риска; средства воздействия; характер проявления; метод (методология).

1. Назначение риска - риск, предполаг-й потери, риск, предполаг-й выгоду.

2. Функ-е особ-ти риск-процесса - маркет-й, иннов-й, инвес-й, произ-й, страх-й, фин-й.

3. Содер-е риск рез-та - эк-й, соц, прав-й, орг-й, иннов-й, психол-й, имидж-й

4. Посл-я реал-и риск-реш-я - соц-й, полит, экол-й, дем-й.

5. Ур-ь внеш фак-в риска - междун-й, макроэк, регион

6. Рыночный фак-р риска  - кокур-й, конъ-й, цен-й, ком-й

7. Рынки фак-в произ-ва как ист-ки риска - чел-й рес-с, инф-й,фин, мат-й врем-й

8. Средства воздействия - - целевой, страт-й, такт-й, прогн-й, план-й, концепт-й, мотив-й, стимул-й, струк-й

9. Хар-р проявл-я - субъек-й, об-й,(не)правмер, (не)оправдан-й, криминог-й

10.  Метод (методология) - экспер-й, эк-о-мат-й,дискон-й,статис-й, интуит-й.

40. Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны, воздействующие на менеджмент организации.  Риски, наиболее устойчиво повторяющиеся в деятельности предприятия.

1) эк-е: утрата нац бог-ва; сниж-е конкур-о-сп-и страны; падение инвес-й привлек-и эк-ки; умен-е доли ВВП на душу населения; рост ур-я инфл-и;

2) соц-е: ухуд-е мат-й обесп-ти населенияя; рост забол-ти и смер-ти; негат-я демогр-я сит-ия; сниж-е ур-я образов-ти;

3) экол-е: загр-е окр среды; вырубка лесов; эрозия почвы;

4) пол-е: изм-е экон-й пол-ки; угроза нац-х конфл-в; моратории и торговые эмбарго.

Риски, наиб устойчиво повтор-ся в деят-ти п/п-я:

· Риск, связ-й с неуст-й пол-й и эк-й сит-ей в стране

· Риск сниж-я эк-го потенциала

· Риск сниж-я науч-го и инов-го потенциала

· Риск утраты кадр-го потенциала

· Риск имущ-го ущерба вслед-е наруш-я дог-х обяз-в и др

· Риск утраты престижа орг-и

· Риск потери дох-в из-за преступ-х дейс-й третьих лиц

· Риск изм-я стоим-ти фак-в произ-ва

· Риск потери управляемости

· Риск сниж-я кач-ва прод-и и услуг

· Риск изм-я внешнеэк-х фак-в

41. Потребность создания системы управления риском. Информационный аспект процесса управления риском. Составные элементы процесса управления риском: стадии процесса выработки и реализации рисковых решений; основные средства воздействия, используемые менеджером при управлении риском.

В криз-х сит-х возн-т мн-во разнообр-х рисков, влекущие различ-е потреи негат-е послед-я для дан-го бизнма, а иногда и эк-ки вцелом. Это и обусл-т потр-ть созд-я сис-ы управ-я риском с привл-м квалиф-х рисковых мен-в - спец-в по управ-ю в риск-х сит-х.

Инф-й аспект процесса управ-я риском пред-т собой преобр-е инфы о фак-х и ист-х неопр-ти в инфу об уровнях вер-ти осущ-я усл-й неопр-ти в процессах произ-ва и реал-ии прод-и, к-я затем преобр-ся в инфу о показ-х ур-я эф-ти или неэф-ти рез-в деят-ти в усл-х риска или негат-м воздейст-и деят-ти на экол-е и соц-е усл-я жизни.

Стадии процесса выраб-ки и реал-и риск-х реш-й:

1. Инф-й анализ - выяв-е ист-в риска, вер-ть их появл-я и структуризация рисков

2. Диагностика сит-и - опр-е динамики риска и оценка харак-к

3. Разраб-ка вариантов реш-й - сравн-я оценка ур-ей риска и опр-е потерь, связ-х с риском

4. Принятие реш-я - обосн-е парам-в допуст-го риска и разраб-ка сис-ы ответ-ти

5. Орг-я и реал-я - план-е, регулирование, контроль, форм-е команды по риск-решению

Ср-ва возд-я при управ-и риском: страт-я управ-я; критерии выбора риск-реш-я; разраб-ка путей и ср-в миним-ции потерь, нейтрализации и компенсации; оценка степени риска, вел-ы его возд-я на эф-ть риск-реш-я

 

42. Гибкие организационно-управленческие звенья в системе управления. Защита организации от риска как функция управления риском в условиях антикризисного управления. Меры защиты кризисных фирм от «разрушения».

В сис-е упр-я орг-ми форм-ся гибкие орг-о-управ-е звенья: экспертиза и прогноз-е рисков, консул-ые службы в области риск-ой деят-ти и т.д. Одним из решм м-т стать введ-е долж-ти рискового мен-ра в аппарат упр-я и созд-е органа, коорд-го дейст-я по упр-ю осн-ми видами риска всех подраз-й орг-ии.

Защита орг-и от риска выступ-т важ-й фун-й упр-я риском в усл-х а/кр-го упр-я. Глав-е вним-е риск-го мен-ра напр-о на набл-е за парам-ми риска до разраб-ки и прин-я реш-я и в ходе вып-я прин-го реш-я, на быстрое реаг-е в случ-х откл-я парам-в риска и принятие мер по сниж-ю отриц-х послед-й деят-ти.

Меры защиты криз-х фирм от разрушения:

1)  диверсификация; 2) орг-о-прав-е формы с огран-й ответ-ю субъекта собс-ти; 3) взаимовыгодные сотруд-во и интеграция; 4) получ-е инфы о потенциальномм партнере, конкуренте, клиенте; 5) мерой защиты и мерой компенсации негат-го возд-я неуправ-х фак-в выст-т страхование.  

43. Три группы рисков инвестиционных проектов. Методы анализа рисков инвестиционных проектов. Содержание метода экспертных оценок. Показатель риска – диапазон безопасности.

С т.з. рисков инвес-ые проекты подр-ся на 3 группы:

1. Простые проекты (приращение нового обор-я или сокращ. дейст-го без изм-я технологии) - риск здесь опр-ся методом учета распр-я ср. вел-н, к-е исп-ся в расч-х парам-в проекта;

2. Сложные проекты (проект-е серийного пр-ва) - риски распред-ы по разным этапам проекта. 1- выявить риски для каждой фазы и разраб-ть меры их сниж-я; 2- сложить риски и меры

3. Авангардные проекты (револ-й прорыв в тех-ии) - риски связаны с опас-ю неверного опр-я исход-й сит-и для его осущ-я. Меропр-я по сниж-ю этих рисков лучше разраб-ть на основе прораб-ки разл-х альтер-х вариантов проекта.

Осн-е методы анализа рисков инвест-х проектов: статист-й, аналогов, эксп-х оценок. Содер-е метода экспертных оценок: 1) форм-ся группы незав-х эксп-в, к-м предост-а инфа о первич-х рисках инвест-го проекта; 2) каждый эксп-т по опр-й сис-е оценок назн-т вер-ть наступления каждого простого риска; 3) эксп-т простые риски интегр-т в итог-й риск по сис-е удел-х весов; 4) заключ-ия эксп-в об итог-м риске обоб-ся для получ-я резул-го показ-ля. По итогом оценки этого риска принимают реш-е о проекте (да/нет).

Также на пром-х п/п-х исп-т пок-ль - диапозон безопасности. В его основе лежит расчет т. безубыт-ти: Q=Зс/(Ц-Зу), где Q - число ед-ц реализ-й прод-и, необх-е для дост-я т.безуб-ти; Зс - услов-о-пост-е изд-ки; Зу - усл-о-пер-е изд-ки на ед-у прод-и.

Ур-ь резерва безопас-ти проекта: Ур=(R-RQ)/R; где R -прогноз-й V продаж; RQ - V родаж, соотв-й т.безуб-ти

44. Способы понижения степени инвестиционного риска: распределение, страхование, резервирование. Общепринятые методы оценки инвестиционного климата Rund: группы факторов риска.

1) распред-е риска м/у различ-и участ-ми проекта

2) страхов-е риска - соотв-ие договоры закл-ся как в целом на иснвест-й проект, так и на отд-ые его этапы.

3) резервирование фин рес-в для покрытия непредв-х расх-в

Заруб-й практикой накоплен большой опыт оценки инвест-го климата, разраб-х компаниями Rund, ICRG, BERI, Frost Sullivation. Rund вкл-т след-е группы факторов: 1) соц-о полит-е; 2) экон-е; 3) внешних платежных балансов.

45. Внутренние и внешние инвесторы. Две группы внешних инвесторов. Двухстадийные процессы инвестирования кризисных промышленных фирм в России: сущность, содержание, возможности.

К внутренним инвесторам можно отнести сами фирмы, которые располагают зданиями и оборудованием, кот-е можно продать, вырученные деньги они направляют в инвестиционные проекты. Такой путь инв-х ресурсов может быть наиболее коротким, что важно для организации, нах-ся в криз-й ситуации. Также возможно получение средств от основной производственной деятельности.

Внешние инвесторы подраздел-ся на две группы: 1) портфельные инв-ры -  это субъекты, вложившие денеж ср-ва в покупку акций, облигации и др цен бумаг акционерного общ-ва. Такие инвестиции никак не отражаются на величине активов общ-ва и принадлежащей ему фирме; 2) стратегические инвесторы – это юр лица, направляющие свои ден ср-ва на расширение фондов (основ-х и оборот-х) фирмы.

Двухстадийные процессы.  В отношении промышл-х фирм многие инвесторы сначала осущ-т портфельные инв-ии, затем вкладывают ср-ва в реструктуризацию контролируемых предприятий. В рез-те на базе кризис-х предпр-й создаются высокорентабельные, адаптивные к рынку предприятия разных отраслей и услуг. Двухстадийные процессы привлекательны тем, что позволяют эф-но проводить санацию предпр-я и осущ-ть ориентацию на дополнительные сегменты рынка. Проводимые в рамках таких инвестиц-х программ реструктуриз-ии предпр-й зачастую проходят без остановки основ-го произ-ва  и массовых уволнений.

46. Эмиссия и размещение акций как эффективное средство преодоления кризисности с помощью инвестиций. Отличие ресурсных возможностей инвесторов, направленных на сохранение и разрушение фирмы. «Инвестор-разрушитель», его преимущества и пути действия. Формы защиты кризисных предприятий от «инвесторов-разрушителей».

Достаточно эффективным средством преодоления кризисности с п/ю инвестиций может выступать привлечение средств за счет эмиссии и размещения акций. Эмиссия акций явл универсальным ср-вом пополнения уставного фонда и д\перспектив-х, и для безнадеж-х фирм.

В первом случае инвестор планирует получить доход от подъема произ-ва, во втором – от диверсификации и распродажи имущества. Инвестор предпочитат второй путь, т.к. он защищен от риска и быстр. Таких инвесторов наз «разрушителями».

Сравнительные позиции разл-х инвесторов: 1) «инвестор-разрушитель» может направить в покупку решающего пакета акций денеж сумму, равную всему имуществу предпр-я, которую он может вернуть продав имущество остановившегося п/п; 2) акционер, стремящийся сохранить действующие произ-во, может себе позволить купить акции лишь за счет тех объектов, продажа кот-х не остановит предприятие.

Содержание форм защиты – это обеспечить перевес сил, стремящихся сохранить произ-во; добиться поддержки акционеров на пути проведения реорганизации произ-ва, освоения нов продукции. Одним из способов получения большинства голосов может стать проведение эмиссии акций и приглашение к их приобретению местного населения.

47.Стратегический план инвестиций: основа для составления, содержание. Главная цель стратегического плана инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика кризисной фирмы. Инвестиционный проект, его фазы.

Стратегический план инвестиций представляет собой директивный документ, предписывающий менеджменту фирмы осущ-е финансирования и организацию конкретного набора работ по достижению определенных целей в опред-е сроки. Основой для составления такого док-та явл-ся предплановые исследования, вкл-е анализ тенденций и механизмов криз-х процессов организации, а также ее ресурсных возможностей и вариантные проработки путей преодоления состояния организац-го стресса.

Главной целью стратег-го плана инвестиц-й деятельности явл оптимальное для кризисной организации сочетание экономических и технологических элементов произ-ва, обеспеч-е  ее прохождение по критическому пути.

Инвестиционная политика  криз-й фирмы предст-т собой свод принципов и правил достижения главной ее цели в конкретный период. Она определяет ср-ва достижения и формы деятельности, содержит установки и ограничения в действиях менеджеров. Инвестиц-я политика реализ-ся в комплексных программах деятельности фирмы, составными элементами которой обычно выступают один или неск инвестиц-х проектов.

Инвестиционный проект  пред-т собой документ, содерж-й технико-экономическое обоснование предлагаемого мероприятия, его ресурсное обеспечение и порядок действий участников по его осущ-ю.

Фазы инв-го проекта: 1) прединвестиционная (поиск инв-х идей, подгот-ка проекта, выбор приемлемого варианта); 2) инвестиционная (поиск инвест-в и оформл-е договоров, тенич-е проектир-е, строит-во, обучение персонала, запуск); 3) эксплутационная (набор мощности, стабилизация произ-ва, расширение, обновление).

48. Бизнес-план кризисной фирмы как центральная часть инвестиционного проекта, его назначение. Управление инвестиционным проектом. Особенности инвестиционной деятельности в кризисных промышленных фирмах. Современные тенденции в производственном строительстве.

Принятием бизнес-плана завершается прединвестиц-я фаза проекта. В процессе реализации б-п должны происходить позитивные сдвиги в фирме. Б-п обычно очерчивает период 2-3 года.

Назначение б-п криз-й промыш-й фирмы заключается в след-м:

1) получить достовер-ю картину и оценить с т\зрения инвесторов общее эконом-е сост-е фирмы;

2) определить сост-е и емкость рынка сбыта продукции, возмож-ти расширения сбытовых сегментов, выяснить примерные границы цен;

3) оценить затраты, необх-е

Предыдущие материалы: Следующие материалы: