Государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления


Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию.

К обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Российское законодательство о банкротстве содержит два очень важных момента. Во-первых, оно отдает приоритет интересам кредиторов. Тот факт, что в результате реализации дел о несостоятельности (банкротстве) кредитор в первую очередь имеет возможность получить те средства, которые он вложил в предприятие-должника, сам по себе знаменателен для нынешней экономической ситуации в России. Практическая реализация этого факта означает создание важного условия решения проблемы всеобщих неплатежей. Во-вторых, в отличие от действующего законодательства о приватизации, в Законе о несостоятельности (банкротстве) значительно уменьшено влияние органов государственного и административного управления на принятие соответствующих решений. Здесь заложен весьма демократический подход: либо хозяйствующие субъекты договариваются о проведении процедур друг с другом, либо обращаются в арбитражный суд для решения спорных вопросов на законодательной основе.

С 1 марта 1993 г. в Российской Федерации введен в действие Закон « О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако в 1993 г. арбитражными судами не было принято ни одного решения о несостоятельности (банкротстве). В первом квартале 1994 г. в производстве арбитражного суда состояло 50 дел о несостоятельности, большинство из которых пока еще не завершено.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно выделить следующие реальные причины происходящего. Прежде всего необходимо отметить субъективный фактор, связанный с психологией нынешних руководителей государственных предприятий. Понимая банкротство лишь как ликвидацию предприятия, они стараются избежать любую судебную процедуру. Необходимо также учитывать и ряд объективных факторов. В условиях исторически сложившегося монополизма очень часто предприятие-должник является единственным потребителем продукции кредитора. И нежелание кредитора обращаться в арбитражный суд связано с реальной возможностью потери рынка сбыта.

Сегодня конкретную ситуацию определяют не положения Закона о банкротстве, а взаимодействие реальных интересов должника, кредиторам собственника предприятия. Если должник начнет активно удовлетворять требования своих кредиторов за счет своего имущества, то на практике это может привести к свертыванию его бизнеса. С другой стороны, если кредитор согласен начать варианты реорганизационных процедур, то по закону объявляется мораторий на 18 месяцев на долги этого кредитора. При этом действующее законодательство не решает вопрос о начислении штрафных санкций на эти долги. Таким образом, законодательство ориентирует интерес кредитора на ликвидацию предприятия-должника. Этому способствует и топ факт, что сегодня реализация недвижимости осуществляется по рыночной стоимости, которая на несколько порядков выше, чем стоимость недвижимости предприятия-должника, отраженная у него на балансе.

В значительной мере бездействие Закона объясняется тем, что до последнего времени отсутствовал механизм его реализации. Реальные предпосылки выхода из создавшегося положения созданы в результате разработки и подписания Указа Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (декабрь 1993 г.) и Постановления Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (май 1994 г.). Эти нормативные акты, с одной стороны, закладывают прочные основы реализации Закона, а с другой, — определяют роль государства в регулировании отношений несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации.

Для усиления роли государства по регулированию и управлению процессом банкротства создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, основной задачей которого является организация мер по предотвращению банкротства государственных предприятий. Роль Федерального управления заключается в соблюдении интересов органов государственной власти, которые часто вступают в противоречие с интересами частных кредиторов. При этом необходимо отметить, что процедуры приватизации неплатежеспособных предприятий не должны исключать возможности обращения кредиторов по взысканию с этих предприятий их долгов.

Практически каждое государственное или муниципальное предприятие выходит на приватизацию, отягощенное долгами как перед своими работниками (задолженности по заработной плате), так и перед своими поставщиками и кредиторами. Чаше всего эти задолженности являются просроченными и практически не имеют возможности быть погашенными этими предприятиями. Как известно, в соответствии с правами, определенными общегражданским законодательством, кредиторы имеют возможность обращаться в суды с исковыми заявлениями о взыскании по долгам с обращением их на имущество государственных предприятий, но факт подачи заявки на приватизацию предприятия-должника служит поводом для отвода требований кредиторов. Таким образом налицо конкуренция интересов органов государственного управления, выполняющих программу приватизации, и интересов кредиторов, чьи ожидания окончания приватизации фактически обесценивают искомые долги в связи с высокой инфляцией. Необходимо отмстить, что эту конкуренцию не может уменьшить правопреемственность нового собственника по долгам приватизирумого предприятия, так как срок приватизации достаточно продолжителен, а судебные аресты имущества на практике не применяются, особенно в условиях приватизации. Рассмотрев вопрос об ущемлении прав кредиторов государственными органами в ходе приватизации, нельзя не отмстить и возможности ущемления интересов государства, так как имущество предприятий перейдет либо за залог, либо за долги в собственность кредиторов. В этом случае приватизацию будет проводить не Госкомимущество, а конкурсные управляющие, назначенные арбитражными судами для распродажи имущественного комплекса предприятий-должников. В этом заключается причина невозможности применения процедуры банкротства в условиях массовой приватизации.

В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:

  • неэффективное управление;
  • неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
  • недостаточное планирование;
  • неудачу проникновения на ключевые рынки;
  • недостаточное обновление продукции;
  • ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;
  • низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
  • нехватку управленческих информационных систем;
  • отсутствие своевременной внутренней отчетности;
  • недостаточную капитализацию доходов;
  • избыточный долг.

Среди внешних можно выделить следующие причины:

  • неразвитое законодательство;
  • нестабильная политическая ситуация;
  • отраслевые условия;
  • общие экономические условия;
  • проблемы с трудовыми ресурсами;
  • иностранная конкуренция;
  • изменение вкусов потребителей;
  • сокращающийся рынок;
  • разрыв экономических связей после распада СССР.

Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.

Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы:

Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.

Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.

Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыток ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;
  • недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.

Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику.

Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.

Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.

Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.

Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.

Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.

Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Основными элементами финансово-экономического анализа являются:

  • анализ бухгалтерской отчетности;
  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • расчет финансовых показателей;
  • экономический анализ.

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней.

В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

  • простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
  • анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Расчет финансовых показателей основан на традиционных методах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые базируются на довольно большом количестве показателей, производных от структуры активов и пассивов баланса.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учётной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Экономический анализ необходим для получения реальной картины о возможных перспективах развития предприятия. В ходе его проведения оцениваются наличие и годность основных фондов для дальнейшего производства, наличие товарно-материальных запасов, энергетических ресурсов и трудовых кадров, развитость маркетинговых и финансовых служб, эффективность управления и т. п.

Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По окончании процедуры наблюдения арбитражный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника. Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, то вводится процедура внешнего управления.

С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» разъясняет, что в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования).

Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных обязательств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами.

При арбитражном управлении термин «восстановить платежеспособность предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • проведение реструктуризации активов предприятия;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника;
  • иные способы восстановления платежеспособности должника.

Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: