Требования к знаниям и умению менеджера по антикризисному управлению.


 

Важной составляющей модели менеджера является структура знаний, которая представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АУП. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АУП свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативность.

Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу, – менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет.

Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного, предписывают ему знания в следующих областях:

•     право в объеме «необходимом для работы по антикризисному управлению»;

•     основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

•     основы теории маркетинга;

•     основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;

•     основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодательством.

Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АУП должны базироваться на таких курсах, как:

  • основы реструктуризации собственности,
  • исследование систем управления,
  • стратегическое планирование,
  • информационные технологии в АУП,
  • инвестиционный анализ,
  • правовые основы банкротства,
  • хозяйственное право и т. д.

Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.

Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АУП, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.

Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (приблизительно 50 %):

•     умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль;

•     умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;

•     умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;

•     умения делегировать полномочия, функции, власть;

•     умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;

•     умение организовать свою личную работу: планировать время;

•     соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего:

•     демократичность,

•     целеустремленность,

•     быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой – из 20),

•     компетентность;

•     организованность;

•     ответственность;

•     требовательность;

•     коммуникабельность;

•     энергичность;

•     перспективность (предусмотрительность);

•     информированность.

Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основной деятельности менеджера по АУП.

Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.

Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АУП в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отношением к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, менеджер может обладать набором личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком уровне.

Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации.

Высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АУП дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.

Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным:

•     корректность;

•     выдержанность;

•     культурность;

•     внимательность к собеседнику и его проблемам;

•     порядочность;

•     человечность;

•     тактичность;

•     справедливость;

•     доброжелательность;

•      интеллигентность и др.

Третья группа умений связана с коммуникативной функцией. Коммуникационная сеть имеет два контура – личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться c людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить:

  • обаятельность;
  • жизнерадостность;
  • сдержанность;
  • воспитанность и т. д.

Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:

1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;

2)  сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;

3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;

4)  обосновать концепции надежности и законности;

5)  предусмотреть различные пути проведения контроля;

6)  интерпретировать отсутствие адекватного ответа.

Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: