Особенности и характеристики антикризисного управления


 

Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

1) гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

2) склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

3) диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

4) снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

5) усиление интеграционных процессов, позволяющих  концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий. Технологии антикризисного управления – комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Выделяются следующие особенности технологий антикризисного управления:

1) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

2) осуществление програмно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

3) повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;       4) усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

5) использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

Механизм управления также имеет свои особенности. Механизм антикризисного управления можно определить как совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей, способствующих развитию инициативы, улучшению ориентации и оптимизму в критических ситуациях, интеграции по ценностям профессионализма и компетентности.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

1) мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

2) установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

3) интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

4) инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

5) корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности./1, с. 83-86/

Рассмотрим характеристики антикризисного управления.

1. Антикризисное управление в своей совокупности характеризуют функции антикризисного управления – виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Как правило, выделяют  шесть функций:

- предкризисное управление,

- управление в условиях кризиса,

- управление процессами выхода из кризиса,

- стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение  управляемости),

- минимизация потерь и упущенных возможностей,

- регулирование времени принятия и исполнения решений .

2. Антикризисное  управление характеризуется через диалектическую связь процессов интеграции и дифференциации. В развитии любого управления две его противоположности — интеграция и дифференциация. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Связь интеграции и дифференциации характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

3. Антикризисное  управление характеризуется соотношением внутренних и внешних ограничений управления. Ограничения — неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями. Всегда существуют внешние и внутренние ограничения. Их обнаружение и учет — задача антикризисного управления.

Эти две группы ограничений находятся в определен ном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.

Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.

4. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

5. Антикризисное управление характеризуется стратегиями развития. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

- предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;

-выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;

- противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

- стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

- рассчитанного риска;

- последовательного вывода из кризиса;

- предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса. /3, с. 134-138/

Стоит отметить, что любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения приводит к значительным отрицательным последствиям для организации.

 


 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: