Система экономической безопасности в РФ.


Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.

Государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

Основными составляющими разработки стратегии являются постановка долгосрочных целей, отражающих параметры будущего (желаемого) состояния системы, и определение путей их достижения в условиях непрерывно изменяющегося внешнего окружения.

Главная целевая установка системы экономической безопасности России – обеспечение ее достойного места в мировой экономике, благополучное и безопасное существование граждан, что требует ориентации в среднесрочной перспективе на уровень макроэкономических индикаторов развитых стран.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова заметно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние месторождения нефти вовлечены в эксплуатацию, они находятся преимущественно в поздней стадии разработки. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в течение длительного периода не компенсировали добычу. Например, «Газпром» в последние 20 лет не вкладывал деньги в разработку крупных месторождений, поскольку вынужден был выступать в роли национального кредитора всей российской экономики.

Нужна четкая и ясная для всех структурная политика в ТЭК, которая определяла бы приоритеты в отрасли, обеспечивающие экономическую независимость страны.

Поразивший прошлой зимой Приморье глубокий энергетический кризис воочию убедил в необходимости реформирования энергетической системы РФ. Энергетическая система страны, сложившаяся в период планово-административной экономики, в условиях формирования во всех сферах жизни общества рыночных, конкурентных отношений нуждается в существенной модернизации и реконструкции. Причем это необходимо делать весьма обдуманно, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта в интересах всей национальной экономики.

В структуре экономической безопасности особое место занимает управленческая составляющая. Она включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микроуровня. В литературе выделяют две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления:

Первая группа. Умение реализовать управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, умение определять перспективные цели, рационально планировать свою работу и работу подчиненных, четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Вторая группа умений связана с коммуникативной функцией. Это прежде всего умение менеджера общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Сейчас судьбы экономики в значительной мере определяются качеством управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро- и микроуровне. К сожалению, до сих пор на многих предприятиях не преодолено упрощенное представление о проектировании и принципах управления социально-экономическими системами. Порой все дело сводят к изменению форм собственности и ее переделу. Но не уделяется внимание созданию современной системы управления финансами (прежде всего, управления затратами), разработке детальных маркетинговых программ продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок. Не ведется достаточной работы по реструктуризации предприятий, проектированию эффективных организационных структур, расширению масштабов и повышению роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

Особое внимание следует обратить на необходимость обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств.

Подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально отвечают признакам банкротства либо могут иметь такую возможность при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

Учитывая эти обстоятельства, важно определиться в целях и рамках применения института банкротства, а также обеспечить иные меры воздействия на складывающуюся ситуацию, прежде всего посредством финансового оздоровления предприятий.

Кроме того, существует опасность неадекватной оценки вероятности банкротства предприятия. Она прежде всего связана с отсутствием надежных рейтинговых оценок кредитоспособности российских предприятий.

Поэтому необходимо совершенствовать методику их расчета применительно к специфическим российским условиям.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей.

Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность имеет место тогда, когда величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

Понятие информационной безопасности противоположно понятию информационной опасности и означает защищенность от получения значимого информационного ущерба.

В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрым развитием возможностей информационной техники и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп населения, интересами и потребностями клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической сферы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на ее развитие. О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан говорят следующие факты: сотни мошеннических финансовых пирамид, раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых российских граждан, а недобросовестная реклама способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.

По мнению специалистов, компьютер становится самым активным инструментом экономической борьбы и преступности. Ведь деньги теперь — это официальная информация об обладании определенным объектом ценностей, зафиксированная на бумаге или магнитном, электронном носителе. В странах Запада и некоторых регионах России широкое распространение получили кредитные карточки, заменяющие бумажные деньги. Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия в США, Италии, некоторых других странах.

Быстрыми темпами развивается и промышленный шпионаж (и контршпионаж). В США убытки частных фирм из-за хищения производственных секретов оцениваются десятками млрд. долларов в год. По оценкам экспертов, из России за годы реформ вывезено ценнейшей информации об изобретениях, открытиях, «ноу-хау» на сотни млрд. долларов.

Ведется компьютерная борьба с конкурентами с помощью так называемых вирусов (программных закладок). Такая борьба ведется как на внутрифирменном, так и на международном уровне, усиливаясь по мере информатизации экономики государств.

Итак, на старте ХХI века особую роль и значимость приобретает информационная составляющая экономической безопасности.

Анализ основных элементов, составляющих экономическую безопасность РФ, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Пока еще не все потеряно. Но необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

На рис. 3 представлена возможная система управления экономической безопасностью страны.

Описание: 02_3

Рис. 3. Система управления экономической безопасностью страны

 

 

 

 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: