Теория цены товара. Виды цен и тарифов.


В рыночной экономике на цены возложены две задачи — «ограничительная» (товары распределяются на основе цен) и «стимулирующая» (рост цены воодушевляет производителей, а ее снижение — покупателей).

В единстве эти две задачи цен формируют рациональное поведение участников в рыночной экономике.

Рыночные цены выполняют три функции:

а) дают ориентирующую действия покупателей и продавцов информацию;

б) стимулируют наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;

в) наконец, через цену происходит главное в рьь ночной экономике — распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение. А такая свобода возможна только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему главной задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией в монополизмом.

Система цен в современной экономике очень сложна. Но если избегать излишней детализации, то ее можно свести к трем основным видам, представленным в рыночной экономике любой страны, — «договорным», «государственным» и «мировым».

Договорные цены — это подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимателей.

Договорные цены — это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар.

Договорные цены имеют тот недостаток, что могут быть необоснованно завышены (или занижены) и тем нарушать равновесное состояние рынка. И тем не менее именно удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение — просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

3) социально-значимые товары. Система государственных цен состоит из двух элементов:

а) фиксированные цены, жестко устанавливаемые

правительством;

б) регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры. Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня или предела ее отклонения от фиксированных государственных цен. «Мировые цены» применяются в международной торговле. По мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. Вообще международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар, отражая специфику региона, условий и времени коммерческой сделки. Мировые цены — те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и отражают динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклоняться под влиянием

двух факторов:

1) условий транспортировки данного товара;

2) объема покупки («оптовая» или «розничная»

цена).

Особую разновидность мировых цен представляют «трансфертные» цены. Эти цены применяются транснациональными корпорациями.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: