Монополистическая, несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.


Конкуренция — это экономическое соревнование, соперничество между участниками рынка, направленное на получение наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов.

По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм, можно выделить рынки: 1) чистой конкуренции, 2) монополистической конкуренции, 3) олигополии, 4) чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции число производителей довольно велико, продукция дифференцирована (т. е. конструктивно или технологически уникальна), велика роль рекламы, патента, торговой марки, беспрепятственное вхождение в отрасль (одежда, обувь, косметика).

Олигополия характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. При тайном сговоре конкурентов возможен контроль над ценами. Доступ на рынок крайне сложен, т. к. требуется значительный размер начального капитала (автомобили, сложная бытовая техника).

Чистая монополия — тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. Проникновение в отрасль блокировано.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: