Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности.


Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Это значит, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.

Определение закона спроса: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (D) существует обратная зависимость.

Закон спроса имеет общепринятое графическое

изображение.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким. Это происходит по двум причинам: — понизившаяся цена доступна большему числу покупателей, — подешевевший товар «перетягивает» покупателей дорогого товара,

Реакция величина спроса на изменение цены различна для разных товаров и обозначается понятием «ценовая эластичность спроса». Возможны три варианта такой реакции:

1) слабое изменение цены вызывает сильное изменение спроса («эластичный спрос»);

2) слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение спроса («спрос единичной эластичности»);

3) сильное изменение цены вызывает слабое изменение спроса («неэластичный спрос»).

Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения величины спроса к вызвавшему его процентному изменению цены. Если это отношение больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше, то неэластичным, а при коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса.

На некоторые товары спрос заведомо неэластичен, т. е. независимо от изменения цены спрос в прежнем объеме как бы гарантирован, — это характерно прежде всего для товаров первой необходимости, а также для товаров, ставших дефицитными. Неэластичность спроса выгодна продавцу, ибо позволяет ему без опасения, что снизится спрос, повышать цену на товары.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: