Процесс стратегического планирования и характеристика его стадий.


Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей  и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Стратегическое планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного портфеля предприятий.

2. Адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку.

Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы; а именно:

• оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;

• выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;

     • исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Последовательность разработки стратегического плана включает:

1. Анализ достигнутых результатов

2. Уточнение видения и миссии

3. Определение и ранжирование стратегических целей

4. Оценка и анализ внешней среды

5. Прогнозирование будущего или сценарий будущего

6. Разработка общей стратегии

7. Разработка конкурентной стратегии

8. Разработка функциональной стратегии

9. Утверждение стратегического плана

10. Реализация стратегического плана

Предыдущие материалы: Следующие материалы: