Процесс установления целей организации. Управление по целям и по результатам.


Иерархия целей –это определение целей на каждом иерархическом уровне организации.

1-ый уровень целей - генеральная цель, или «миссия фирмы».

2-ой уровень: общекорпоративные цели, реализующие МФ, подразделяют на внешние и внутренние. Внешние (рыночные) включают определение доли рынка и ее планируемое изменение, конкурентоспособность продукции, ценовую политику, и т.д.

Внутрифирменные цели подразделяются:

• научно-технические - создание и освоение новых технологий, модернизация существующих продуктов, изменения в технологической базе и т.д.;

• экономические - прибыль, рентабельность, уровень издержек, структура затрат, ликвидность капитала;                

• социально-психологические - благоприятный психологический климат, мотивация труда, социальное развитие коллектива,

3-ий уровень: цели отдельных функциональных областей (подразделений), разрабатываются с учетом общекорпоративных и направлены на их обеспечение.

Выбор стратегии является залогом успеха деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).

                Цели в принципиальной схеме организации  важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей. Организация, не имеющая цели, не может существовать продолжительное время.

Цели организации ставятся на одно из первых мест по значимости. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания.

С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:

• корпоративную;

• деловую;

• функциональную;

• операционную (линейную).

Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.

Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность дело вой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные , долгосрочные конкурентные позиции.

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей деятельностью отдельного подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, распределение, финансы, кадры и т.д.) или ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности.

Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Все перечисленные стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга, решения в данном случае обычно принимаются советом директоров корпорации. Деловая стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей предприятий, тогда как по  функциональным стратегиям решения принимают руководители  среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах (менеджеры низшего звена управления).

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей.

Чтобы цель могла быть достигнута, при ее постановке должны быть учтены следующие требования:

четкая и конкретная формулировка цели, выраженная в конкретных измерителях(денежных, натуральных, трудовых);

• каждая цель должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения.

Цели выполняют три функции: управления, координации и контроля. Они позволяют и стимулируют взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координирующую  функцию. И, наконец, цели определяют выработку критериев для контроля.

Управление организацией осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает: определение целей и основных направлений работы; определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей; организацию работы по выполнению принятых решений; координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Когда общая стратегия организации осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться с ней (стратегией) наилучшим образом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: