Проектирование организационных структур. Факторы, влияющие на процесс проектирования структуры организации.


            Организационная структура предприятия – это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия.

      Структура управления - форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.

   Произв-ая структура предп-я -состав основных произв-ых подразделений пред-я и хара-р их взаимосвязи.

  Сначала формируется произв-ая стр-ра, а затем от нее строится орган-ая структура управления предприятием.

          Элементами структуры управления являются отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

        Ступень управления - это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

         На организационную структуру управления предприятия влияют ряд факторов:

организационно-производственные факторы:

  • размер организации;
  • производственный профиль фирмы;
  • характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
  • ориентация на местный, национальный или внешний рынки;
  • характер объединения.

      Организационно-управленческие факторы:

  • выбранная стратегия развития (поглощения, роста, сокращения);
  • функции управления;
  • используемые информационные технологии;
  • система методов управления;
  • стиль работы руководителя.

Признаки оптимальной организационной структуры:

  • Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом;
  • Небольшое число уровней руководства;                        
  • Наличие в структуре групп специалистов;
  • Ориентация графиков работы на потребителей;  
  • Быстрая реакция на изменения;
  • Высокая производительность труда;
  • Низкие затраты.

 Последовательность выбора организационной структуры:

1. Сначала определяется миссия.

2. Разрабатывается стратегия.

3. Формулируются цели деятельности.

4. Разрабатывается функциональная структура организации.

5. Определяется квалифицированный состав работников.

6. Определяется должностной состав работников.

7. Формулируются цели и задачи деятельности работников

Предыдущие материалы: Следующие материалы: