Методика расчета и использование мультипликаторов при определении стоимости объектов сравнительным подходом.


Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

• определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, — это даст значение числителя в формуле;

• вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки — это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.      

Мультипликаторы  можно разделить на два типа:

1) интервальные- цена / прибыль; цена / ден. поток, цена / дивидендные выплаты; цена / выр. от реал.

2) моментные - цена / балансовая стоимость активов; цена / чистая стоимость активов.

Выбор наиболее уместного из них определяется в каждой конкретной ситуации, например:

• Р / ЕВТ — цена/прибыль до налогообложения (для сопоставления компаний с разными налог. условиями);

• Р / Е — цена / чистая прибыль (если прибыль отн-но высока и отражает реальное экон. состояние компании);

Мультипликаторы цена / прибыль и цена / денежный поток распространены для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

Оценка по методу рынка капитала производится следующим образом:

1. Формируется выборка из предприятий с аналогичным оцениваемому предприятию продуктом (аналогичным видом деятельности), на который (которую) падает та же (±10 % от доли этого продукта или вида деятельности у оцениваемой фирмы) доля, что приходится на основной продукт (вид деятельности) в оцениваемом предприятии. Акции этих предприятий должны находиться в листинге соответствующих фондовых бирж или ведущих операторов внебиржевого рынка, иметь текущие котировки своей рыночной стоимости, а также должны быть достаточно ликвидны.

2. По сформированной выборке (желательно за два-три года, также желательно в ценах на момент оценки) рассчитываются средневзвешенные (с учетом доли каждого предприятия-аналога) соотношения рыночной цены акций предприятий-аналогов к их:

- чистой (за вычетом задолженности и процентов за ее просрочку) балансовой стоимости активов (мультипликатор цена/балансовая стоимость);

- годовой прибыли (балансовой прибыли, прибыли до и после налогообложения) - мультипликатор цена/прибыль;

- недисконтированному номинальному денежному потоку (чистому денежному доходу) - мультипликатор цена/денежный поток.

3. Рассчитанные соотношения переносятся на оцениваемое предприятие (с учетом приведения их в сопоставимый вид путем добавления отношения номинальной стоимости одной акции оцениваемого предприятия к средней номинальной стоимости предприятий-аналогов) и применяются как мультипликаторы, на которые умножаются,  соответственно, показатели чистой балансовой стоимости, годовой прибыли и чистого денежного дохода оцениваемого предприятия. Получаемые величины умножаются на количество акций в акционерном капитале оцениваемого предприятия и трактуются тогда в качестве уровня показателей чистой балансовой стоимости активов, прибыли и чистого денежного дохода, которых можно было бы ожидать в будущем для оцениваемого предприятия.

4. Разница в цене предприятия, полученная по фактическим его показателям и по сопоставлению с предприятиями-аналогами, принимается за стоимость активов предприятия.

Метод сделок (или метод продаж) — частный случай метода рынка капитала, основан на анализе цен купли-продажи контрольных пакетов акций компаний-аналогов или анализе цен приобретения предприятий целиком. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках. В основе этого метода лежит определение мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.

Главное отличие метода сделок (продаж) от метода рынка капитала заключается в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, тогда как второй определяет стоимость предприятии

Предыдущие материалы: Следующие материалы: