Основные подходы оценки бизнеса используемые в международной практике их достоинства и недостатки.


Для оценки стоимости бизнеса могут быть использованы три основных подхода: доходный, рыночный н затратный.

Доходный подход к оценке бизнеса - это способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или несколько методов, основывающихся на пересчете ожидаемых (прогнозируемых) доходов. При этом предполагается, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов от владения предприятием.

    1) метод капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется как отношение чистого дохода бизнеса за год к коэффициенту капитализации.

     2) Метод дисконтирования денежных потоков базируется на прогнозировании потоков от реализации рассматриваемого бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта.

Рыночный подход (сравнительной оценки) - это общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными ранее проданными компаниями. Метод заключается в том, что стоимостная оценка компании получается в результате проведения анализа прежде имевших место продаж аналогичных компаний или ценных бумаг открытых акционерных обществ. Для целей управления стоимостью компании этот метод обычно не используется.

1)Метод оценки рынка капиталов основан на учете рыночных цен акций аналогичных компаний.

2)Метод сделок базируется на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций подобных

3)Метод отраслевых коэффициентов обеспечивает возможность расчета стоимости бизнеса по формулам, выведенным на основе использования данных отраслевой статистики.

Затратный подход (или, иначе, на основе стоимости активов) - это общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств.

1)метод чистых активов рыночная стоимость бизнеса определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов компании и его обязательствами (долгами).

2) метод оценки ликвидационной стоимости - стоимость определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов компании и затратами на ее ликвидацию.

Выбрать наиболее целесообразный состав методов для оценки стоимости бизнеса возможно только при четком представлении относительно их достоинств и недостатков

Достоинства и недостатки известных подходов к оценке стоимости бизнеса

Доходный

Рыночный (сравнительной оценки)

Затратный

Преимущества

1. Единственный метод, учитывающий будущие ожидания

1. Полностью рыночный метод

1. Основывается на реально существующих активов

2. Учитывает рыночный дисконт

2. Отражает реальную практику покупки

2. Особенно подходит для компаний, подлежащих ликвидации

3. Учитывает экономическое устаревание отдельных элементов в процессе расчетов

Недостатки

1. Большая трудоемкость получения прогнозных данных

1. Основан на прошлой информации,  которая не может обеспечить учет будущих поступлений средств

1. Не предусматривает учета гудвилл и корпоративного эффекта

2. Частично носит вероятностный характер

2. Требует ряда поправок на заключительном этапе расчетов

2. Статичен, отсутствует учет будущих поступлений средств

3. Значительные сложности к получению исходных данных (из-за их трудной доступности)

3. Не предусматривает учета достигнутого уровня прибыли

Предыдущие материалы: Следующие материалы: