Международные и отечественные стандарты оценки. Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ.


ГОСТ Р «Единая система оценки имущества. Основные положения»,

ГОСТ Р «Единая система оценки имущества. Термины и определения»,

Стандарты Российского общества оценщиков: (СТО РОО )20-01-96 «Общие понятия и принципы оценки»,

СТО РОО 20-02-96 «Рыночная стоимость как база оценки»

 СТО РОО 20-03-96 «Базы оценки, отличные от рыночной стоимости».

Основная цель нормативных документов -защита интересов потребителей при предоставлении самостоятельности и инициативы орг- ий, пред-ий и специалистов, занимающихся оценочной деят-ью.

Зарубежный опыт свидетельствует о сложности и трудоемкости процедуры разработки и согласования стандартов оценки, так как они затрагивают множество смежных областей деятельности — бухгалтерский учет, аудит, ипотечное кредитование, страхование, налогообложение и т. д.

Рыночная оценка имущества основывается на ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 №135-ФЗ. В законе дано определение оценочной деятельности- действия субъектов оценочной деятельности, направленные на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Если в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости, установлению подлежит именно рыночная стоимость данного объекта. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Законом установлен ряд требований к оценщику, среди которых:

• наличие у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности (Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 г. №285 «О лицензировании оценочной деятельности»);

• своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта;

• неразглашение конфиденциальной информации, полученной от заказчика;

• независимость оценщика, т. е. отсутствие у оценщика в отношении объекта оценки вещных прав или обязательств вне договора. Также оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки;

• наличие договора о страховании гражданской ответственности оценщиками др.

Кроме того, вопрос оценки имущества освещается в законах о несостоятельности, о реструктуризации кредитных орг-й, об ООО, ОАО, о негос-хренс-х фондах, об ипотеке.

Субъекты РФ также в своих нормативных правовых актах обращаются к деятельности оценщиков.

Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 1 августа 1996 г. № 113-р «О порядке оценки недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, и прав на него» определяет порядок и условия проведения оценочной деятельности; требования к составу работ, отчету об оценке, лицу, выполняющему оценку; методики, применяемые при оценке объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, в случаях, предусматривающих определение рыночной стоимости; порядок аттестации оценщиков, получающих право на осуществление деятельности по оценке недвижимости на основании договора.

Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: