Организация и структура оценки стоимости предприятия (бизнеса).


Бизнес — это конкретная деятельность юридического или физического лица.

Объектами оценки бизнеса предприятия являются:

• имущественный комплекс предприятия;

• система или портфель прав, позволяющая предприятию (фирме) контролировать сектор (нишу) рынка;

• способность предприятия (фирмы) конкурировать на товарном рынке.

Цель оценки стоимости предприятия— расчет и обоснование его рыночной стоимости.

Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости предприятия:

1) продажа предприятия;

2) продажа части имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений);

3) реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т. п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия;

4) купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг (покупка предприятия или его части, находящихся в акционерной собственности);

5) купля-продажа доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью (доля оценивается в денежные единицах);

6) передача предприятия в аренду. Оценка стоимости важна для назначения арендной платы и осуществления последующего выкупа арендатором (если это предусмотрено договором аренды);

7) осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;

8) получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки);

9) страхование имущества предприятия;

10) определение налоговой базы для исчисления налога на имущество.

Также оценку бизнеса проводят в целях:

1) повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

2) разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

3) принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками.

Важно проводить различия между понятиями стоимость, затраты и цена. Стоимость — мера того, сколько покупатель (инвестор) будет готов заплатить за оцениваемую собственность. Затраты — мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности, сходный с оцениваемым. Эти затраты могут не отличаться от той суммы, которую будет готов заплатить возможный покупатель. Стоимость и цена равны между собой только в условиях совершенного рынка. Цена — совершившийся факт, отражающий то, сколько было затрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: