Нормативно-правовая база антикризисного управления.


Несмотря на десятилетие существования экономических отношений в рыночном русле, нормотворчество в данной сфере развивается недопустимо медленными темпами. Если не считать нескольких законодательных актов, регулирующих эпизодические проблемы, то основными нормативными документами являются следующие:

1. ФЗ №6 «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.98

2. ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций»

Данные законы регулируют взаимодействие внешней среды и предприятий, находящихся в кризисной ситуации. Весь этот механизм называется процедурами банкротства.

Существующие нормы проведения процедур банкротства несут признаки демократизма и  особенностей развития современного делового мира. Законодательство о банкротстве за время своего развития сменило цель применения. Если в древнем мире невозвращение долгов приводило к смертной казни и захвату имущества должника для пресечения такового явления вообще, то сейчас целью применения процедур банкротства является справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение должника от долгов и предоставление ему возможности начать все сначала.

Процедуры банкротства, их содержание и способы осуществления приближены к мировым стандартам, по крайней мере, формально. Так же роль арбитражных управляющих совпадает с ролью “супервайзера” (superviser), куратора (Англия, США), кризисного управляющего (Германия), судебного администратора, мандатного ликвидатора (Франция).

Содержанием закона о несостоятельности является подробное описание процедур банкротства.

Предприятие можно признать банкротом если оно просрочило задолженность в сумме 500 минимальных размеров оплат труда в течение 3 месяцев. Кредитор либо сам должник может использовать свое законное право и подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. Именно таким способом законодатель формально определяет кризис на предприятии.

Лишь одна глава данного закона посвящена выведению предприятия из кризиса – внешнее управление, ст. 68 – ст. 96 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и некоторых других условий. Эта процедура является одним из способов выведения предприятия из кризиса, восстановления платежеспособности и переходу к расчетам с кредиторами.

Название связано с обязательным воздействием на предприятие «извне».

Законом определены следующие последствия введения внешнего управления:

руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

в течение 3 дней вся документация, печати, штампы, материальные ценности должны быть переданы внешнему управляющему;

снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника;

Мораторий означает приостановление удовлетворения всех требований по денежным обязательствам и обязательным платежам на срок проведения внешнего производства. Пеня и штрафы за это время не начисляются.

Для осуществления процедуры внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, предложенный собранием кредиторов. Именно от его опыта и навыков зависит дальнейшая судьба предприятия.

Внешний управляющий вправе:

самостоятельно распоряжаться имуществом должника;

отказываться от исполнения договоров должника;

заключать мировое соглашение.

Внешний управляющий обязан:

принять имущество должника и провести его инвентаризацию;

открыть специальный счет для проведения внешнего управления;

разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

вести бухгалтерский учет;

вести реестр требований кредиторов;

предоставить отчет собранию кредиторов об итогах деятельности.

В организации внешнего управления важное место занимает разработка эффективного плана внешнего управления, который внешний управляющий должен разработать не позднее одного месяца с момента своего назначения. Если вся другая деятельность носит чисто формальный характер, то в плане концентрируется все умение внешнего управляющего как антикризисного стратега.

Законом рекомендованы следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

Если в следствие внешнего управления не была достигнута платежеспособность должника, то переходят к принудительной ликвидации должника.

Еще одна глава закона описывает меры по предупреждению кризиса – глава вторая «Предупреждение банкротства», ст. 26, ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учредители (участники) должника – юридического лица обязаны принимать меры по предупреждению банкротства предприятия.

Одна из рекомендованных мер – досудебная санация.

Учредителями (участниками) должника, кредиторами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. В зависимости от условий, должник может принять на себя обязательства в  пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Еще одна мера, причем выполнимая, - недопущение разглашения сведений о банкротстве до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Но законодательством еще не придумано мер ответственности за ее нарушение.

Исходя из норм закона можно сделать вывод, что внешнее управления – управление последствиями кризиса, то есть самый трудный тип антикризисного управления. Однако, важным фактором успеха внешнего управления может стать введение моратория на задолженность, возникшую до введения процедур банкротства. Большинство мер внешнего управления, перечисленных в статье 85 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» направлены на заполнение «долговой ямы» в течение сравнительно короткого срока – не более года. Данная форма выход из кризиса предполагает мгновенное получение средств для расчетов с кредиторами с помощью нарушения принципа непрерывности функционирования. Поэтому данный вид антикризисного управления может заканчиваться как восстановлением платежеспособности должника, так и исчезновением должника. Согласно статистике за 2001 г. Из более чем семи тысяч реальных предприятий (не отсутствующие должники), находящихся в процедурах банкротства, только 34 восстановили свою платежеспособность за период внешнего управления, остальные перешли к процедуре конкурсного производства.

Законодательно определенный механизм антикризисного управления пока не является эффективным. Более того существуют способы инициирования кризиса с помощью закона о банкротстве.

Как свидетельствует большинство скандалов, связанных с процедурами банкротства, этот механизм служит для передела собственности. Когда делится выгодная хозяйственная единица, возможно несколько вариантов прохождения процесса:

1. Очень быстрый передел (не более полугода), когда предыдущий собственник мгновенно устраняется (экономическими либо внеэкономическими способами), а само ядро хозяйственной единицы (производственные процессы), остается не затронутым, а значит работоспособными и имеющим потенциал дальнейшего развития. Например ОАО «Томский инструмент» – продажа собственником крупного пакета акций за сомнительные выгоды, перевод имущества на другое юридическое лицо (имеющимися собственниками), ввод в активы необеспеченных векселей для сохранения суммы баланса. Дальше процедура банкротства применяется к «пустышке», не имеющей имущества и наемных работников.

Этот способ задевает фиктивный капитал и никак не отражается на реальном капитале предприятия. Поэтому данный способ передела не относится к реальным затруднениям на предприятии.

2. Типичные процедуры банкротства. (длительность до 1,5 лет). Предприятие начинает испытывать трудности в расчетах с кредиторами, чему могут быть как внешние, так и внутренние причины. Кредиторы подают заявление о признании должника банкротом. Должник признается банкротом, вводится конкурсное (внешнее) управление, Имущество продается другому собственнику или кредитору и предприятие начинает работать. Остановка предприятия может быть в течение 1-2 месяцев для проведения инвентаризации. Никаких скандалов не возникает, все в пределах законодательных норм. Например, банкротство ОАО Северского мясокомбината.

3. Скандальные процедуры банкротства. (длительность 1,5-...лет) Эффективно работающее предприятие (рентабельность собственного капитала 20-100%) по  некоторым причинам начинает обрастать «выгодными» контрагентами, как поставщиками, так и дилерами. Рентабельность быстро снижается, появляются большие долги всем участникам производственного процесса и по обязательным платежам. Начинается процедура банкротства. В ней может участвовать несколько противоборствующих сторон как в лице кредиторов, государства, так и в лице арбитражных управляющих. Начинается процесс «перетягивания одеяла». В ход идут все способы от криминальных, до черного PR с вовлечением общественного мнения – работников, журналистов и т. д. Начинаются забастовки работников, поддерживающие одного из претендентов на предприятие, демонстрации «сочувствующих» в поддержку другого, штурм зданий заводоуправления с ОМОНом одной из группировок и прочая чушь, которую ответственно освещают купленные журналисты. Здесь ядро хозяйственной единицы (производственные работники) полностью парализуется и вместо того, чтоб делать прибавочную стоимость, начинает участвовать в групповых процессах. Такие процедуры банкротства могут длиться пятилетками, в зависимости от выгодности объекта и финансового ресурса сторон. Производство может быть заморожено годами. Главная проблема в данной ситуации – примерно равные силы сторон. Исход зависит от Администрации области, а точнее от того, чью сторону она примет.

Чтоб бороться не с последствиями кризиса и предела собственности, а с его предпосылками, антикризисным управлением нужно заниматься менеджерам предприятий в рамках обычной управленческой деятельности.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: