Государственное и правовое регулирование оценочной деятельности.


Регулирование оценочной деятельности происходит 3  механизмами:

1) Правовое регулирование -  регулирование с помощью норм права. Осуществляется путем наделения сторон при осуществлении оценочной деятельности соответствующими правами и обязанностями. Законодатель формирует рамки действия субъектов правоотношений. При этом основным способом защиты прав является судебная защита. В случае нарушения норм права, в принципе, отсутствует необходимость обращения в регулирующий орган. Судебное решение имеет большую силу, чем решение такого органа. В случае отмены государственного регулирования оценочной деятельности, правовое регулирование не перестанет иметь силы.

2) Система государственного регулирования оценочной деятельности:

- контроль за осуществлением оценочной деятельности;

- лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий;

- разработку стандартов оценки;

- формирование методологической базы оценочной деятельности;

- разработку требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- взаимодействие органов государственной власти по вопросам оценочной деятельности.

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135 Об оценочной деятельности в Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208 Об акционерных обществах.

4. Федеральные стандарты оценки.

№ стандарта

Название стандарта         

ФСО № 1   (№ 256, 2007 г)

Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки

ФСО № 2    (№ 255, 2007 г)

Цель оценки и виды стоимости       

ФСО № 3  (№ 254, 2007 г)

Требования к отчету об оценке      

ФСО № 4    (№ 508, 2010 г)

Определение кадастровой стоимости  

ФСО № 5    (№ 328, 2011г)

Виды экспертизы, порядок ее заключению и порядку его утверждения проведения, требования к экспертному

ФСО № 6 (№ 628, 2011 г)

Требования к уровню знаний эксперта оценщиков саморегулируемой организации       

3) Саморегулирование оценщиков:

В последнее время четко прослеживается тенденция перехода от государственного регулирования оценочной деятельности к ее саморегулированию. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

- защищать интересы оценщиков;

- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

- содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

- разрабатывать собственные стандарты оценки;

- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Основным положительным момент в этом переходе - профессиональные общественные объединения, кроме контроля над соблюдением законодательства в области оценочной деятельности, могут проводить контроль за соблюдением этических норм профессиональной деятельности, что повышает престиж профессии и обеспечивает качество оценочных услуг.

Однако саморегулирование  - не идеальный инструмент контроля за оценочной деят-тью. В международной практике проф. организации оценщиков устанавливают серьезные барьеры для вступления в профессию оценщиков.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: