Антикризисное управление на различных стадиях жизненного цикла предприятия.


1) Этап зарождения и пополнения запаса (эксплерент) – требуется повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице государственных и муниципальных органов с тем, чтобы создаваемое предприятие не самоликвидировалось.

Причины кризиса: Фанатизм лидера, неумение идти на компромиссы. Появление нового лидера. Ограниченность ресурсов (всех). Зависимость от рыночной конъюнктуры. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Проблемы социального обеспечения, условий труда. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность.

2) Рост (Патиент) – организационное управление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост.

Причины кризиса: Возможность появления разногласий в коллективе. Организация в коллективе другой инициативной группы. Ограниченность ресурсов (прежде всего трудовых, способных перестраиваться). Неумение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Неподготовленность производства. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность.

3) Область стабильности с одной стороны и область критического кризиса с другой стороны (Виолент). В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития

Причины кризиса: Значительное количество разногласий в коллективе. Появление аппозиции в коллективе. Ограниченность ресурсов. Зависимость от рынка и рыночной конъюнктуры. Организационная инертность структуры. Сложная коммуникационная система. Большой управленческий персонал. Слабая приспособленность на принципиально новый вид деятельности и продукцию (консерватизм к нововведениям).

4) Область циклического кризиса (Коммутант) – упадок предприятия. Происходит структурное и предметное упрощение, распад на малые предприятия, специализирующихся на отдельных продуктах, угасает НИОКР, сужается и локализуется рынок сбыта, продукция не совершенствуется.

Причины: Сужение рынка. Недогруженные мощности. Неизменная номенклатура и аппозиция в коллективе. Высокие удельные затраты (энергоемкость). Зависимость от рынка. Организационная инертность. Сложность маркетинговых исследований. Большой управленческий аппарат. Невозможность вносить большие изменения в продукцию Малодинамичная научная культура.

5) Прекращение существование организации в прежнем качестве. В каждом из указанных состояний  существует различная степень опасности. Задача  менеджера проведение анализа особенностей кризиса на предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: