Управление доходами. Методы исчисления рентабельности предприятия.


Доходы предприятия – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала, за исключением вклада участников (собственников имущества).

Доходы – это экономический показатель работы предприятия, отражающий финансовые поступления от всех видов деятельности.

Основными источниками доходов фирмы являются:

- выручка, получаемая в результате реализации товаров и услуг, производимых фирмой;

- дебиторская задолженность;

- полученные кредиты;

- прочие поступления (от реализации излишков ТМЦ, доходы от ценных бумаг, штрафы и пени полученные и др.).

Под управлением доходами понимается создание такой структуры реализованной продукции, при которой  показатели рентабельности достигают желаемого уровня.

Рентабельность – это обобщающий показатель, представляющий собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции.

Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.

1) Рентабельность предприятий = отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов  и оборотных средств.

2) Рентабельность продукции = отношению балансовой прибыли к себестоимости готовой продукции.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

2) Рентабельность производственных фондов;

3) Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

1) Рентабельность продукции. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

2) Рентабельность производственных фондов. Рентабельность основных производственных фондов (ОПФ) зависит от показателей фондоотдачи и рентабельности продукции. Данная зависимость приведена ниже.

Ропф = прибыль от реализации/ОПФ = (Выручка/ОПФ) × (Прибыль от реализации/ Выручка) = Фондоотдача × Рентабельность продукции

3) Рентабельность вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Факторы влияния на рентабельность:

- Û V производства продукции;  

- Ü ее себестоимости;

- Ü  времени оборота ОС и ОбС;

- Û массы прибыли;

- Лучшее использование фондов;

- Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения;

- Установление и соблюдение норм запасов мат ресурсов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: