Миссия и цели организации. Дерево стратегических целей. Компоненты стратегического анализа.


Миссия – философия или предназначение компании, смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от подобных. Это генеральная цель.

Миссия не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности предприятия.

Миссия должна быть: Реалистичной, Конкретной, Стимулировать.  Миссия  должна  заставлять  людей  поверить.  Формулировка  миссии  компании  должна   отражать   предвидение компании  и  направление  ее  развития  на  ближайшие  10-20  лет.

Цели определяются после получения формулировки миссии, необходимо чтобы деят-ть п/п соответствовала его миссии.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Цели являются исходным пунктом планирования, они лежат в основе построения организационных структур, на целях базируется система мотивации, наконец, цели - это точка отсчета в процессе контроля, оценки результатов труда.

Классификация целей по времени:

1)  Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки, и т. д.

2) Среднесрочные цели устанавливаются на срок от 1 года до 5 лет. Это и увеличение мощностей, улучшение качества.

3) Долгосрочные цели определяются на срок более 5 лет. Они могут включать освоение новых рынков, универсализацию производств и др. 

По функциональным областям:

1) Рыночные цели - внешние программные цели касающиеся объектов продаж, числа клиентов, доли рынка.

2) Производственные - внутренние цели которые являются следствием рыночных (обеспечить определенный объем производства, разработка новых технологий).

3) Организационные - касающиеся управления структуры и персонала (принять на работу специалистов, внедрить новую систему управления).

4) Финансовые - связывают между собой все цели в стоимостном выражении (чистый объем продаж, величина издержек, рентабельность продаж).

Существенное значение имеет деление целей на промежуточные и конечные, что обусловлено необходимостью учета конкретных, специфических условий становления, развития и завершения деятельности организации.

Цели организации на всех уровнях управления формируются исходя из предпочтений руководства. На них оказывают влияние системы ценностей и установок, которыми руководствуются высшие менеджеры.

Так, в сфере производства в качестве целей могут фигурировать такие, как повышение качества продукции, повышение эффек-ти управления персоналом - повышение уровня заинтересованности работников в результатах труда; в области финансов - рациональное расходование финансовых ресурсов; в делопроизводстве - оперативное прохождение документов, и т. д.

Количество целей и задач организации настолько значительно, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей не может обойтись ни одна организация независимо от размеров. На практике для этого используется построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей.

Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель (вершина дерева); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева).

Компоненты стратегического анализа.

Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на настоящее и будущее положение организации и определение их  влияния на стратегический выбор.

Выделяют следующие компоненты:

1) Формирование миссии. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2) Определение целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.

3) Анализ внешней и внутренней среды.

1. Анализ внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения. Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

2. Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.

4) Разработка и выбор стратегии (факторы: риск, знание прошлого, реакция на владельца, фактор времени).

5) Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана.

6) Оценка и контроль. На этом этапе обеспечивается обратная связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.

Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы.

7) Корректировка стратегии.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: