Роль государства в антикризисном управлении организациями за рубежом. Взаимодействие организации и саморегулирования в системе несостоятельности


Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Австралии, Швеции и др.), одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными функциями по вопросам несостоятельности, способного контролировать практику применения соответствующего законодательства и представлять соответствующие рекомендации правительству относительно действий последнего в данной области.

К функциям государственных органов по несостоятельности в зарубежных странах относятся:

1. Разработка законодательства по несостоятельности и выступление в этой сфере с законодательной инициативой.

2. Сбор, анализ и представление Правительству статистической информации о делах по несостоятельности.

3. Сбор и анализ результатов осуществления и последствий реализаций процедур банкротства.

4. Выработка рекомендаций Правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности.

5. Разработка нормативных правовых актов (инструкций, положений, правил) осуществления процедур банкротства, регламентирующих деятельность представителей Государственного органа по несостоятельности и арбитражных управляющих.

6. Профилактика, предупреждение, выявление и предусмотренное законом реагирование на криминальные нарушения закона арбитражными управляющими.

7. Обеспечение соответствия процедур банкротства действующему законодательству и подзаконным нормативным правовым актам.

8. Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по несостоятельности.

9. Разработка и утверждение правил определения вознаграждения арбитражных управляющих.

10. Обеспечение функционирования эффективной системы страхования профессиональной ответственности арбитражных управляющих.

11. Взаимодействие с системами и организациями саморегулирования арбитражных управляющих.

12. Организация контроля отдельных аспектов деятельности арбитражных управляющих:

13. Консультирование судей, юристов и специалистов по несостоятельности.

14. Осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации организации без активов (отсутствующих должников).

15. Обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных организаций в случае нехватки конкурсной массы.

16. Контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, представляемой судам.

17. Контроль качества управления несостоятельными организациями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных руководителей.

18. Защита интересов общества.

19. Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности.

20. Защита интересов наемного персонала организаций-должников при осуществлении процедур несостоятельности.

Надо отметить, что для многих зарубежных стран характерно тесное сотрудничество органов государства по несостоятельности с национальными (а других там, как правило, нет) саморегулируемыми организациями.

Все формы сотрудничества государства со СРО или участия СРО в вышеуказанных областях подпадают под одну из трех категорий:

1. Государство в лице Государственного органа привлекает СРО к осуществлению некоторых из своих функций и полномочий; роль государственного органа больше – СРО меньше (пример – Канада и США).

2. Государственный орган делегирует свои функции и полномочия СРО, причем способ делегирования – двухступенчатый: закон разрешает делегирование и наделяет правом делегирования Государственный орган, Государственный орган выбирает СРО (одну или несколько) и делегирует ей/им функции и полномочия; роли Государственного органа и СРО примерно одинаковы (пример – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

3. Законом предписывается СРО осуществлять определенные функции и полномочия в сфере несостоятельности; роль государственного органа меньше, СРО – больше (пример – Австрия, Германия, Нидерланды).


Предыдущие материалы: Следующие материалы: