Специфика разработки и реализации антикризисной инновационной стратегии


Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.

В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:

• адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

• конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов.

Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянного инновационного самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

Кризис - одно из тяжелейших состояний экономики. Эта неизбежная ситуация повторяется, как повторяется сама жизнь - рождение, становление, зрелость, упадок, смерть. И к ней нужно быть готовым. Для этого разработаны антикризисные мероприятия и целые программы, в основе которых лежат пакеты инновационногоразвития как предприятия, региона, так истраны.

При антикризисном планировании, а также при разработкеинновационнойстратегиив первую очередь необходимо учитывать стадии циклического развития, как самого предприятия и производимой им продукции, так ивнешней среды, определяя очередной этап ее развития. Одним из важнейших мероприятий при разработкекак антикризиснойпрограммы, так истратегического планирования, необходима оценка жизненного цикла самой инновации, то ли это основополагающая инновация, которая даст толчок развитию новых предприятий и новых отраслей, то ли это улучшающие, присущие предприятиям - виолентам, имеющим стабильное финансовоеирыночное положения.

В разработкахпо перспективному развитию предприятия необходимо учитывать основные причины тех или иных явлений (смена технологий, жизненные циклы, сезонные колебания и т.д.), а не следствия - снижение производства, потеря конкурентоспособности товара, сокращение производственного штата. В этой связи необходимо разрабатывать перспективные планы, определяя цели, пути и методы их достижения.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: