Антикризисный консалтинг как форма антикризисного менеджмента. Содержание, этапы, структура и функции антикризисного консалтинга


Антикризисный консалтинг - вид платных профессиональных услуг, предоставляемых антикризисными консультантами корпоративным клиентам, заинтересованным в выведении своего бизнеса из кризиса. Антикризисный  консалтинг – комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию положения компании, решение взаимосвязанных проблем, направленных на эффективность работы бизнеса.

Содержание антикризисного консалтинга, в общем, состоит в диагностике состояния организации и в выработке рекомендаций по ее выведению из кризиса.

Функциональное назначение антикризисного консалтинга – содействовать заказчику (собственнику или руководителю) выведению предприятия из кризиса.

Антикризисный консалтинг оформляется контрактом.

Основные этапы антикризисного консалтинга:

1. Планирование консалтинга, в ходе которого определяют мероприятия каждого этапа консалтинга, содержание мероприятий, сроки мероприятий и ожидаемые результаты мероприятий.

2. Экспресс-диагностика состояния организации.

3. Предложение чрезвычайных мер по стабилизации ситуации на предприятии (программа стабилизации).

4. Углубленная диагностика состояния организации.

5. Выработка антикризисной стратегии.

6. Определение сроков и стоимости программы антикризисных мероприятий, а также обобщенных параметров предприятия к завершению антикризисной программы.

7. Планирование антикризисной программы.

8. Презентация результатов антикризисного консалтинга.

Главная задача экспресс-диагностики – быстрая оценка общего состояния организации.

Программа стабилизации

В случае выявления угрозы близкого банкротства консультанты должны предложить клиенту меры чрезвычайной стабилизации, которые могут включать в себя:

- контроль всех расходов руководителем предприятия;

- приостановку убыточных участков и производств;

- отправку части персонала в неоплаченный отпуск (до 2-х недель);

- по согласованию с кредиторами - приостановку выплаты кредиторской задолженности;

- по согласованию с дебиторами - досрочное взимание дебиторской задолженности (возможно, с дисконтом);

- скрининг и сокращение всех расходов;

- отказ от заказанных, но не оплаченных поставок.

Если клиент начал осуществлять какие-то меры стабилизации до начала консалтинга, эти меры должны продолжаться.

Диагностика состояния организации
Цель – выявление проблем, определение причин кризисного состояния организации (принцип конкретизации). В диагностике следует использовать известные методы и способы, например, PEST-анализ, анализ пяти рыночных сил М. Портера, SWOT-анализ, модели Альтмана, Бивера, Таффлера и др.
Чек-лист – это предварительно составленный перечень утверждений или вопросов по какой-то определенной теме диагностики. В отношении каждого «пробного» утверждения нужно высказать формализованное мнение.

Факторы выбора антикризисной стратегии: стадия кризиса и финансовые ресурсы на выход из кризиса.

На практике построение антикризисной стратегии осуществляется в ходе итеративного процесса .

Антикризисный план должен представлять собой подробный перечень  взаимоувязанных мероприятий. По каждому из них должна быть представлена следующая информация:

- срок начала и окончания (как правило, в неделях от начала реализации  программы);

- стоимость реализации мероприятия;

- промежуточный и окончательный результат мероприятия;

- организационная структура (подразделение, топ-менеджер), ответственная за реализацию мероприятия;

- условия реализации мероприятия (например, успешное завершение другого мероприятия).

После презентации окончательного отчета работа консультантов завершается: они получают последний платеж и покидают предприятие.

Ситуация, когда заказчиком является руководитель организации, для консультанта неблагоприятна. Напротив благоприятна ситуация, когда заказчиком антикризисного консалтинга является собственник.

Презентация окончательного отчета о проделанной работе является завершающим этапом антикризисного консалтинга.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: