Антикризисный менеджмент и его сущность. Участники антикризисного менеджмента: основные интересы и противоречия. Российский опыт применения антикризисного менеджмента


Антикризисное управление  в широком смысле - это комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов,  ликвидации их  последствий и недопущению кризисов  в планируемой перспективе. Антикризисный менеджмент в узком смысле – вывод организации из неожиданной кризисной ситуации.

Формы антикризисного управления

1) корпоративное антикризисное управление (неформальное);

а) самодеятельное антикризисное управление - когда руководитель или собственник предприятия предпринимает попытку справиться с кризисной ситуацией собственными силами;

б) антикризисный консалтинг - осуществляется по инициативе фирмы, испытывающей затруднения, как добровольная деловая сделка, в которой заказчиком (клиентом) выступают руководители или собственники кризисного предприятия, а исполнителем – антикризисный управляющий с командой поддержки (юридическое или физическое лицо);

в) антикризисное управление под контролем кредиторов - осуществляется, как правило, по инициативе и под контролем кредитора должника, которые в ходе постоянного мониторинга финансового состояния своих заемщиков обращаются к должнику с предложением осуществить антикризисные мероприятия:  антикризисную реструктуризацию/реорганизацию предприятия; реструктуризацию задолженности предприятия – мировое соглашение с кредиторами (по сути, является принудительным для должника).

г) интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами.

- рассматривает КРИЗИС как один из возможных  РИСКОВ;

- рассматривает РИСКИ, могущие явиться результатом как внешних по отношению к предприятию, так и внутренних причин;

- постоянно осуществляется самим предприятием.

2) формализованное антикризисное управление, или антикризисное управление в процедурах несостоятельности;

Осуществляется в рамках законодательно установленных процедур несостоятельности (банкротства).

a. антикризисное управление в реабилитационных процедурах банкротства:

антикризисное управление  при сохранении руководства должника (финансовое оздоровление);

антикризисное управление при отстранении руководства должника (внешнее управление);

b. антикризисное управление бизнесом и имущественным комплексом предприятия-банкрота в конкурсном производстве.

Кроме того, антикризисное управление  практически всех типов может завершиться весьма специфическим мероприятием: продажей проблемного предприятия новому собственнику.

Задачей антикризисного менеджмента является определение:

- заинтересованных лиц и их интересов;

- заинтересованных лиц, чьи интересы можно проигнорировать;

- заинтересованных лиц, на чьи интересы можно повлиять (и каким образом?);

- заинтересованных лиц, чьи интересы нужно обязательно учесть.

Основные интересы заинтересованных лиц антикризисного менеджмента:

Это означает, что в антикризисном менеджменте может и должен быть достигнут компромисс интересов большинства участников и заинтересованных сторон. Задача практика по антикризисному менеджменту заключается в том, чтобы определить рамки разумного компромисса и добиться его достижения.

Как показывает практика отечественных производственных организаций, эффективность реорганизационных мероприятий, осуществляемых в ходе процедур банкротства, зависит, прежде всего, от компетентности менеджмента компании. Имеются примеры предприятий, которые проходили банкротство с огромными долгами. Однако благодаря последовательности действий управляющего, удавалось частично ликвидировать задолженность уже на коротком этапе внешнего управления, и затем в процессе конкурсного производства провести реструктуризацию. В ходе таких кардинальных перемен приходилось продавать имущество, активы должника, формировать новый бизнес-портфель, практически создавать другие предприятия на базе должника. Частично удавалось сохранить и выпуск первоначальной номенклатуры изделий, теперь уже ориентированных на конкретного потребителя.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: