Анализ и диагностика внутрифирменной среды


Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится анализ внутренней среды предприятия.

По сути, анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT–анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.

Бенчмаркинг — это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса. Бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их методов работы.

Виды бенчмаркинга:

- Внутренний бенчмаркинг  (сравнение работы подразделений компании)

- Бенчмаркинг конкурентоспособности

- Функциональный бенчмаркинг (сравнение по функциям – продажи, закупки)

- Бенчмаркинг процесса

- Базисный анализ (бенчмаркинг) (сравнение эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм)

- Конкурентный (операционный) бенчмаркинг (сравнение конкурентных преимуществ по продуктам)

ABC-метод.

Принцип Парето: 20% ресурсов фирмы (трудозатрат, времени, финансов и др.) обеспечивает достижение 80% ее целей. Остальные 80% ресурсов расходуются на получение лишь 20% общих результатов.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится АВС-анализ (функционально-стоимостной анализ) - метод бухгалтерского учета, применяемый для распределения косвенных и постоянных издержек на отдельные продукты или товарные линии по видам деятельности, добавляющим ценность при изготовлении этих продуктов. Суть АВС – метода состоит в том, чтобы разбить любую выборку данных на три категории по степени важности, ориентируясь на какой-либо показатель.

ABC-анализ в деятельности фирмы основывается на следующей закономерности:

- важнейшие элементы деятельности (категория «А») составляют около 15% от общего количества элементов. Значимость их (в смысле вклада в достижение целей организации) составляет примерно 65%;

- на важные элементы деятельности (категория «В») приходится около 20% общего числа и также 20% значимости;

- менее важные и несущественные элементы деятельности (категория «С») составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительный вклад — порядка 15% в достижение целей организации.

Успешная деятельность фирмы предполагает выполнение, прежде всего, наиболее важных элементов.

Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание продуктов, испытывающих потребность в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.

Позиция организации определяется на основе матрицы Boston Consulting Group. Матрица позволяет классифицировать организацию по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. В нижней части прямоугольных фрагментов показано итоговое соотношение «+» и «-», характерное для данного квадранта матрицы.

«Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но и требуют значительных затрат, связанных с финансированием продолжающегося роста. Стратегия роста.

«Дойная корова» занимает ведущее положение в стабильной или сокращающейся отрасли. Действующее положение следует поддерживать как можно дольше. Стратегия ограниченного роста.

«Трудный ребенок» - характеризуется с одной стороны низкой относительной рыночной долей, с другой – перспективной отраслью. Сочетание стратегий (опасное состояние!).

«Собаки» характеризуются низкой относительной рыночной долей и низким относительным темпом роста рынка. Стратегия «собаки» заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации. Стратегия сокращения.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: