Фазы деловой активности (жизненного цикла организации): характерные черты и особенности, специфика развития кризисной ситуации на каждой из них


В концепции Бостонской консалтинговой группы (БКГ) фазы жизненного цикла фирмы обозначаются следующим образом:

– зарождение – «трудный ребенок»;

– рост – «звезда»;

– стабилизация – «дойная корова»;

– стагнация – «собака».

Руководители промышленного предприятия должны знать, на каком этапе развития оно находится, и предвидеть его экономическую судьбу, избегать тяжелые кризисные ситуации, тщательно обосновывать стратегию и тактику деятельности и так осуществлять управление, чтобы предприятие смогло адаптироваться к быстро меняющейся рыночной среде. Важно также увязать антикризисное управление с этапом жизненного цикла предприятия и с состоянием его конкурентных позиций.

Структура жизненного цикла предприятия тесно связана и с жизненным циклом основной продукции, которая имеет примерно такую же цикличность. В условиях диверсифицированного производства отдельные виды продукции могут находиться на этапах «своего (индивидуального)» жизненного цикла, существенно отличающихся от фазы циклического функционирования и развития предприятия в целом. Практикой доказано, что диверсификация производства позволяет сглаживать противоречия, возникающие на рубежах фаз развития предприятия и тем самым снизить риск развития кризисных проявлений.

1. Рождение – зарождение организации и формирование его структуры. На этом этапе (в фазе) происходит инвестирование в организацию производства – приобретение машин, подготовка кадров и т. д. Затрачиваемые средства не возвращаются.

2. Рост – организационное оформление и завоевание определенного сегмента рынка. Характеризуется количественным ростом, что на графике соответствует росту. На этом этапе любые вложения средств откликаются значительным приростом производственных мощностей, объемом продаж, прибылью. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла фирмы, ее «звездный час».

3. Зрелость – устойчивое положение на рынке с агрессивной стратегией – этап стабилизации. На этом этапе без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования и получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, оборудование изнашивается, основные фонды и продукция претерпевают моральный износ, промышленная фирма приближается к спаду и если не предпринять реконструкции, то фирма постепенно переходит в следующий этап развития – разрушение (коммутантное состояние) и может самоликвидироваться.

4. Спад – характеризует разрушение системы и приход организации в упадок и определяет развитие кризиса или стагнацию.

Наличие в фирме технологической культуры, конструкторско-технологической базы и неполностью изношенного оборудования дает возможность начать новый жизненный цикл. Для этого на этапе спада необходимо произвести инвестиции в реконструкцию и реорганизацию. Такой маневр может позволить преодолеть кризисное состояние, сообщить фирме ускоряющее движение к оживлению и последующему росту.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: