Типология кризисов организации


Кризисэто крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Кризис предприятия – ситуация, угрожающая целям, жизнеспособности или существованию предприятия. Кризис предприятия означает дефицитность обеспечения текущей хозяйственной и финансовой потребностей в оборотных средствах.

Виды кризисов

По масштабам проявления:

- общие охватывают всю социально-экономическую систему

- локальные  - только часть соц-эконом системы.

По проблематике кризиса.

- макрокизис захватывает только отдельную проблему или группу проблем

- микрокризис -  довольно большие объемы и масштабы проблематики.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить:

- экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы.

- социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д.

- организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний.

- технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

- психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

По непосредственным причинам возникновения.

- природные вызваны природными условиями жизни и деятельности человека

- общественные – общественными отношениями во всех видах их проявления

- экологические возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота.

Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

Причины кризиса.

- объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации.

- субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении (а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.)

- внешние связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

- внутренние – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштаб, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: