Кризисы на уровне организаций. Причины нестабильности и формирования кризисных ситуаций в организации


В наиболее общем виде кризис организации может быть определен как ситуация, угрожающая ее целям, жизнеспособности или существованию.

При этом необходимо сделать несколько пояснений.

Во-первых, цель предприятия – вовсе не получение прибыли, как об этом писали в учебниках по политэкономии капитализма 20 лет тому назад; цель - это важнейшая категория стратегического менеджмента, обозначающая общественное предназначение, миссию предприятия, то, что отличает его от всех других; цель – это то, что определяет стратегию предприятия, его структуру и направления деятельности.

Во вторых, жизнеспособным  предприятием в рыночной экономике считается такое, которое: способно полностью и в срок выполнять свои финансовые обязательства

Внезапный кризис определяется как непредвиденное и внезапное нарушение бизнеса предприятия.

Причинами внезапных кризисов могут быть такие непредсказуемые события, как:

а) авария, повлекшая за собой потерю, разрушение  или порчу имущества, предназначенного для ведения бизнеса, делающая невозможным производительное использование этого имущества;

б) причиненная бизнесом предприятия смерть, ранение или серьезное заболевание руководителей, персонала, поставщиков, потребителей, посетителей и др. лиц;

в)  внезапная смерть или недееспособность  ключевого руководителя предприятия;

г) выброс или утечка в окружающую среду вредных или загрязняющих веществ;

д) авария, повлекшая за собой прекращение деятельности телефонной связи или других коммунальных систем;

е) значительное сокращение коммунальных и иных услуг, необходимых для ведения бизнеса;

ж) стихийное бедствие, которое нарушает ведение бизнеса и угрожает персоналу;

з) акт насилия на предприятии, затрагивающий персонал, членов их семей или потребителей.

Тлеющий кризис – это серьезная проблема, скрыто существовавшая и развивавшаяся на предприятии, но о  которой вплоть до момента ее выявления не было известно ни внутри компании, ни вне нее, и которая может привести к превышающим всякие ожидаемые размеры расходам, убыткам и прочим угрозам.

Классификация 1. Причинами тлеющих кризисов могут быть: 

а) нарушения установленных государством норм безопасности (пожарной, санитарной, экологической и пр.);

б) неудовлетворенность покупателей/потребителей качеством товаров/обслуживания и ценами;

в) «отложенные» негативные последствия использования продукции фирмы (поломки, заболевания и т.п.);

г) расследования со стороны государственных, региональных или местных органов власти (фискальных, надзорных, контрольных и др.);

д) саботаж или шантаж угрозой огласки/исков со стороны обиженных/уволенных сотрудников;

е) наличие серьезных внутренних проблем, о которых должны были бы быть проинформированы акционеры, потребители, инвесторы, государственные органы, но которые, тем не менее, от заинтересованных сторон скрывались.

Классификация 2. У тлеющих кризисов  бывают три причины:

а) руководство предприятия;

б) персонал предприятия;

и) все прочее.

Классификация 3. Если же принять ту точку зрения, что персонал – его квалификация, добросовестность/недобросовестность, честность/вороватость, лояльность/нелояльность к компании – зависит прежде всего от  руководства предприятия и проводимой им политики в отношение персонала, то тогда причин  тлеющих кризисов  :

а) руководство предприятия;

б) все остальное.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: