Антикризисное управление в больших экономических системах и на микроэкономическом уровне


К большим экономическим системам относится экономика страны, объединяющей отрасли и регионы. С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Нормативно-законодательная деятельность. Деятельность предприятия, регламентируется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и законами (как то: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д.). Каждый Закон ориентируется и направлен на определенный аспект деятельности и другие не рассматривает. Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Дефицит бюджета государство покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав догосрочной аренды земельных участков. Промышленная политика. Главной задачей является обеспечение капиталом сырьевой базы, инфраструктуры и тяжелых отраслей. Производственная сфера должна разрабатывать свою долгосрочную стратегию, согласно которой достигается наиболее стабильное положение в каждой отрасли хозяйственного субъекта. Социальная политика. Согласно ей государство должно регулировать рыночные силы, что позволит решить многие вопросы, касающиеся несостоятельности рынка, и организовать деятельность по распределению доходов. Главная цель данного подхода – это предотвращение бедности.

Антикризисный менеджмент выполняет роль оберега предприятия в момент совершения скачка его жизнедеятельности на новый уровень.

В ходе реализации этой цели определяется выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.

Для экономической системы российского общества: формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку.

Для государства: погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов.

Для населения:

расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров.

Для кредиторов: получение шанса спасти свои деньги.

Для персонала предприятия-должника: защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.

Для предприятия-должника: предоставление возможности освободиться от бремени долгов.

Корпоративное антикризисное управление подразделяется на следующие виды:

1. самодеятельное антикризисное управление;

2. антикризисный консалтинг;

3. антикризисное управление под контролем кредиторов;

4. интегрированная система управления корпоративными рисками и кризисами.

5. Привлечение антикризисного менеджера

Самодеятельное антикризисное управление силами руководства организации является традиционным и наиболее распространенным типом антикризисного управления.

При антикризисном консалтинге функции антикризисного управляющего сводятся к анализу ситуации и выработке практических рекомендаций, реализацией которых занимается сам заказчик.

В случае выявления признаков кризисного состояния заемщика банк сообщает ему об этом и старается рекомендовать заемщику комплекс мероприятий по выведению его из кризиса.

Важнейшим элементом содержания интегрированного управления рисками и кризисами должно быть постоянное планирование.

Формализованное антикризисное управление предполагает проведение процедур несостоятельности (банкротства) и регламентируется специальными нормативными правовыми актами. К процедурам банкротства относятся: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: