Профилактика банкротства в управлении предприятием. Инновации. Технология управления по результатам. Профилактические меры против несостоятельности предприятий. Банк профилактических мер.


Опыт показывает, что суть разработки и применения профилактических мер сводится к следующему. В каждый конкретный момент развития предприятия определяется набор задач, решение которых необходимо для достижения поставленных перед ним стратегических целей. Все задачи можно разделить на две группы: имеющие способ решения и не имеющие его. Задачи первой группы включаются в соответствующие планы развития деятельности предприятия. Задачи второй группы переходят в разряд проблем. Их решение сводится к поиску новых подходов, методов и технологий, требует реформ в организации деятельности. Из всех проблем выбирают ключевые. Ключевые проблемы – это такие, без решения которых цель стратегического развития предприятия не может быть достигнута. Поэтому их называют еще и стратегически важными проблемами. Разрешение ключевых проблем возможно в двух направлениях: с помощью применения мер постепенного улучшения состояния предприятия и посредством реформирования его деятельности. Исходя из выбранной стратегии, формулируются соответствующие политики и технология антикризисного менеджмента. Технология управления по результатам включает следующие мероприятия:- определение условий введения мер по антикризисному менеджменту;- составление перечня наиболее пагубных для предприятия проблем;  - формулирование целей, на которые должны быть направлены усилия по организации работы по антикризисному менеджменту; - разработка прогнозной структуры баланса предприятия и порядка перехода к ней в процессе антикризисного менеджмента; - распределение обязанностей и сфер ответственности среди представителей руководящего звена предприятия;- расчет минимально допустимых потребностей в ресурсах всех видов для обеспечения эффективного функционирования предприятия в условиях кризиса;- организация информационных потоков, обслуживающих систему антикризисного менеджмента; - выработка методов проведения антикризисных процедур и контроль за их реализацией;- анализ возможных проблем по основным направлениям деятельности предприятия, вероятность возникновения которых высока, и разработка предупредительных мер по их решению; - разработка примерных сценариев антикризисного менеджмента для наиболее вероятных условий возникновения кризиса;- выработка критериев активизации или ослабления антикризисного менеджмента;- достижение необходимой скорости принятия чрезвычайных мер;- повышение качества исполнительской дисциплины; - адекватность информации сложившейся потребности в ней; - формирование антикризисных механизмов, обеспечивающих реализацию плана финансового оздоровления;  - определение даты окончания действия чрезвычайных мер. Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах. Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой погрешности их проведения можно объединить в три группы: косметические, экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:- инновационное реформирование, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты (с целью повышения привлекательности деятельности предприятия для инвесторов следует сделать «прозрачными» состояние его материальных и финансовых ресурсов, распределения и применения собственности);- умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, регулирование денежной составляющей выручки от реализации продукции, сокращение ее доли, приходящейся на бартерные операции и зачеты взаимных требований, целевое и безболезненное для состояния предприятия использование выручки на погашение обязательств, допустимое отвлечение средств из производства в размере, не превышающем сумму чистой прибыли, а во-вторых, эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов (дивидендов) участникам; - факторинг, договор-цессия;- лизинг;- сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную собственность; - прекращение убыточных видов деятельности; - создание эффективной системы управления предприятием;- внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья;  - непрерывное обучение руководящего состава предприятия;  - реструктуризация предприятия – это структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; - консолидация как период постреструктуризации – объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих мощностей; формирование комплексной информационной системы; - повышение конкурентоспособности продукции;

  - разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;- управление запасами при минимуме оборотных средств;- распространение передового опыта; - развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;- сокращение производственного цикла и цикла обращения;- электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местоположения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.  Как было показано, любое действие комплекса антикризисного менеджмента – предпринимается ли оно на успешном предприятии или проблемном – всегда результативнее, чем разрозненные мероприятия. Таким образом, профилактика деятельности предприятия является одним из важнейших аспектов антикризисного менеджмента, так как позволяет предупредить кризис либо смягчить его, мобилизовав все имеющиеся ресурсы. Для того чтобы профилактика кризиса была эффективной. Весьма большое значение имеет система контроля и обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Инновации - Нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. К инновациям относятся новые и модифицированные продукты и услуги (продуктовые инновации), технологические процессы (процессные инновации), способы организации и управления производством (организационные и управленческие инновация) и т.д. Основу инновационной деятельности производственного предприятия составляет создание (приобретение), освоение и использование технологических инноваций. Инновация, охватывающая новые продукты и технологические процессы, называется технологической. Технологические инновации включают продуктовые инновации (новые продукты) и процессные инновации (новые технологические процессы).  Инновация, охватывающая разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, называется продуктовой. Инновация, охватывающая разработку и внедрение новых технологических процессов, направленных на выпуск новой продукции (продуктовой инновации), называется процессной. Выпуск продуктовой инновации невозможен с использованием имеющегося у предприятия оборудования и применяемых методов организации производства. Поэтому для эффективного использования процессных инноваций необходима разработка организационных и управленческих инноваций, связанных с созданием новых организационно-производственных структур и новых методов управления производством. Процессы, связанные с разработкой, освоением и практическим использованием новых ресурсов, ведут к появлению ресурсных инноваций. Маркетинговые исследования рынков и разработка новых концепций сбыта продукции именуются маркетинговыми инновациями. Степень новизны решений, предлагаемых в процессе разработки инноваций, может быть различной. Поэтому различают пионерные, улучшающие и догоняющие инновации, а также псевдоинновации. Инновации, в результате разработки и внедрения которой достигается мировое первенство в той или иной области деятельности предприятия, представляет собой пионерную инновацию. Существенное улучшение характеристик существующего продукта за счет использования новых компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем является улучшающей инновацией. Инновация, направленная на улучшение свойств существующих продуктов и технологических процессов их производства, называется догоняющей.  Несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, в том числе эстетические (в цвете, декоре и т.д.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия и входящих в него материалов, являются псевдоинновациями. К псевдоинновациям относится расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов. Особенностью инноваций является высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Новизна потребительских свойств технических процессов как товаров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций. Стимулирование инноваций - важный фактор повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности национальной продукции. Важную роль в инновациях играет мелкий и средний капитал (венчурный капитал), в то время как крупный капитал склонен к освоению изделий, уже апробированных рынком. Технология управления по результатам, используется в случае, когда: работа для большинства работников ограничивается их рабочим местом; сотрудники не интересуются сбытовой политикой организации; на территории фирмы не имеется магазина со своей продукцией; работники воруют изделия организации для домашнего употребления; немало изделий списывается за счет организации; имеется плохое стимулирование результатов труда; склады переполнены изделиями фирмы.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: