Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Стратегическое управление организацией.


Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация как система управления - связанна с: целями; функциями; процессом управления; квалификацией менеджеров; распределением полномочий для достижения определенных целей. Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Элементы системы управления: вход основной системы; выход основной системы; канал обратной связи; блок управления. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно

Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Формирование. На первом этапе учредители предприятия определяют сферу деятельности и формулируют основную цель функционирования. В это же время проводится анализ внешней среды. Затем осуществляется оформление документов, поиск инвесторов, подготовка материальной базы, формирование уставного капитала, подбор кадров. Рост. На этапе роста организация налаживает выпуск продукции, получает первую прибыль и вкладывает ее в материально-техническую базу; развивает коммуникации и формирует межличностные отношения в коллективе; проводит рекламные акции и привлекает клиентов, тем самым, повышая конкурентоспособность и укрепляя свое положение на рынке. Зрелость. На этапе зрелости усложняется и разрастается структура организации, появляются новые подразделения, увеличивается объём выпуска продукции, расширяется её ассортимент. Это пик организации, где она получает максимальную прибыль. Спад. Тем не менее, любая организация рано или поздно вступает на этап спада. В этот период руководство начинает осознавать, что выпускаемая продукция уже не так востребована на рынке, производство становится нерентабельным, происходит повышение текучести кадров вследствие снижения заинтересованности работников и появления потребности в более квалифицированных сотрудниках. Это кризис организации. Если в организации на этом этапе не произойдут кардинальные изменения, то её неизбежно ожидает крах. 2 пути: ликвидация организации или рождение. Для эффективной работы руководитель должен знать законы циклического развития и выбирать стиль управления в соответствие с этапом, на котором находится его предприятие.

Типы организации. По форме собственности (частные, государственные, муниципальные, смешанные). По отношению к прибыли: (коммерческие, некоммерческие). По организационно-правовым формам (товарищества, кооперативы, АО, дочерние и зависимые, фонды, ассоциации, партнерства). По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. По содержанию деятельности: (добывающие, обрабатывающие, сборочные, исследовательские, проектные, обучающие, просветительские и тд).

Стратегическое управление – это такое управление, рассчитанное на выживание в долгосрочной перспективе, поиске новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменением в окружении, ориентация на долгосрочную перспективу, гибкость и готовность к изменениям.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

1) Планирование стратегии.

2) Организация выполнения стратегических планов.

3) Координация действий по реализации стратегических задач.

4) Мотивация на достижение стратегических результатов.

5) Контроль за процессом выполнения стратегии.

К числу стратегических решений, например, можно отнести:

- реконструкцию предприятия;

- внедрение новшеств (изменение организационно-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:

- инновационный характер;

- направленность на перспективные цели и возможности;

- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

- необратимость и высокая степень риска.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: