Понятие, сущность, закономерности, принципы, и основные категории менеджмента


МЕНЕДЖМЕНТ – совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством. Основная цель менеджмента – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В основе менеджмента лежат законы, закономерности и принципы управления. Законы и закономерности – не зависят от воли людей, а определяют их волю.

Закономерности менеджмента

1) Закон специализации управления. (менеджер д.б. хорошо образован в области своего управления, узко специализирован)

2) Закон интеграции управления. Это объединение, с одной стороны, правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие.

3) Закон экономии времени. Эффективность управления зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка. Вся экономия сводится к экономии времени.

4) Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее и орган, управляющий им.

Принципы менеджмента

- Научность - построение системы управления и всей ее деятельности на научных основах.

- Системность и комплексность – синтез и всесторонний охват объекта управления и управляющей системы как единого целого.

- Централизация и децентрализация - централизация обеспечивает жесткую взаимокоординацию звеньев, а децентрализация способствует структурной гибкости.

- Пропорциональность – обеспечение взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Например, рост и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта управления.

- Единоначалие каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя.

- Единство распорядительства - установление четкой персональной закрепленности полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем.

- Коллегиальность - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллективно специалистами.

- Конечная ответственность - менеджер может делегировать полномочия по решению отдельных задач своим подчиненным, но несет всю ответственность за надлежащее выполнение поставленных задач.

- Соотнесение объема власти и ответственности - делегирование ответственности за достижение какой-либо цели должно сопровождаться распоряжением всеми необходимыми ресурсами.

- Прямой канал передачи распоряжений - информация и распоряжения должны передаваться точно и без пропуска каких-либо звеньев в этой цепочке.

- Обратная связь

 Категории менеджмента

В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи», «система управления», «окружающая среда». Субъект – то, что управляет.

При рассмотрении основных категорий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: