Технология антикризисного прорыва. Стратегия выживания. Стратегия прорыва. Защитная политика. Наступательная политика.


Технология антикризисного прорыва состоит из двух фаз: 1) фаза «комы» - разработка первоочередных мер, затормаживающих развитие процесса ухудшения ситуации и создающих условия для выхода предприятия из кризисного состояния: - проведение экспресс-диагностики; - объявление на собрании акционеров «чрезвычайного положения»; - смена руководящего звена и формирование антикризисной команды (состав руководителей и специалистов, объединенных целью оздоровления предприятия); - укрепление морального духа трудового коллектива; - выработка первого варианта антикризисной программы по финансовому оздоровлению;  2) фаза «шоковой терапии» - осмысление причин возникшей ситуации и разработка мер по выходу из нее:- инвентаризация имущества; - проблемная диагностика, анализ финансового и технико-экономического состояния;- оценка инновационного потенциала;- анализ сильных и слабых сторон деятельности;- уточнение целей, путей, выработка мер по их выполнению;  - прогнозы и предварительная оценка вариантов развития предприятия;- разработка окончательного варианта антикризисной программы; - распределение и мобилизация ресурсов для их выполнения; - выполнение программы и подведение итогов. Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии; фирма опасается проводить последнюю из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или наказующих мер со стороны государства. Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющей компании. - стратегия выживания - эволюционное развитие предприятия с учетом сложившегося положения, т.е. плавное, с минимальными перестройками, но надежное улучшение показателей, вплоть до выхода его из состояния кризиса;  стратегия прорыва обеспечивает существенное улучшение всех аспектов деятельности предприятия за минимально короткое время и предполагает ориентацию на лидирующее положение на рынке. Стратегия выживания применяется, когда предприятие попадает в критическую ситуацию по различным обстоятельствам. Эта стратегия связана со снижением цен на товары, чтобы привлечь покупателей, если не новизной и качеством, то хотя бы дешевизной своих изделий. Мировая практика знает различные варианты этой стратегии применения различных скидок цен на товары: за скорость оплаты покупки (при оплате за наличный расчет), за размер партии, за объем покупок в течение года, за внесезонные закупки и т. д. Стратегия прорыва - стратегия развития и укрепления позиций организации на уже освоенном рынке на основе модернизации продукции, дифференциации и гибкой смены ассортимента товаров, улучшения обслуживания покупателей. Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много. Наступательные стратегии основаны, как правило, на научных открытиях и изобретениях, рассчитаны на занятие лидирующего положения на рынке или в отрасли. Однако они требуют значительных финансовых затрат, имеют высокую степень риска, но в случае успеха дают высокие результаты. Политика защитных действий (защитная политика) и соответствующая ей тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определённых частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам. Политика наступательных действий (наступательная политика), напротив, предполагает тактику активных действий. Они связаны, например, с мероприятиями по модернизации оборудования, внедрению новых технологий. К ним можно отнести рациональное регулирование цен, поиск новых рынков сбыта, реализацию прогрессивной стратегической концепции, реинжиниринг бизнес-процессов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: