Понятие кризиса в социально - экономическом  развитии и причины                 его возникновения


        Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме (общественная формация, фирма, предприятие) имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

    Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

     Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Например: Условия функционирования социально-экономической системы предполагают обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность.

При этом функционирование этой системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков:

- средства труда могут изменять предмет;

- человек должен владеть средствами труда;

- результат должен соответствовать интересам и потребностям человека.

     Развитие характеризует  изменение предмета, средств труда и человека.

Критерий изменений – появление нового качества, стабильность функционирования системы или новые условия функционирования.

Факт развития -  повышение производительности труда;

                             -  изменение его характера;

                             -  возникновение новой технологии.

Понятие кризиса в социально - экономическом  развитии и причины                 его возникновения

Рис.1.1  Возникновение опасности кризиса

Таким образом возникает цикличность тенденции развития. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития – они могут возникать и в самих процессах функционирования. (Уровень техники – квалификация персонала; технологические требования – условия их исполнения(помещение, климатическая среда, технологическая культура и т.д.).

    Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть: - объективными     и      субъективными;

                                                      - внешними            и      внутренними.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: