Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления


В антикризисном управлении роль человеческого капитала про­является в следующих факторах.

Во-первых, это профилактика кризисных ситуаций. Качество человеческого капитала влияет на количество и характер ошибок в принятии решений, своевременное восприятие циклических сиг­налов развития, объективную оценку ситуаций, проектирование антикризисной деятельности. Ведь персонал лишь в том случае ста­новится человеческим капиталом, когда его профессионализм, мо­тивация и отношение к организации определяют высокое качество деятельности. При наличии человеческого капитала вероятность глубокого и разрушительного кризиса снижается.

Во-вторых, в период кризиса человеческий капитал выступает стабилизирующим фактором. Образованные люди глубже понима­ют события окружающей действительности и, следовательно, им меньше свойственны панические настроения, расслабленность, не­дисциплинированность. Правда, с одной стороны, это определяет­ся натурой индивидуума, его характером, но с другой стороны, мно­гие черты личности, в частности уверенность, собранность, дело­витость, формируются в процессе приобретения профессионализма, реализации образования, проявления корпоративной культуры, от­ражают понятие и реальность человеческого капитала.

В-третьих, человеческий капитал играет значительную роль в ускорении процесса выхода из кризиса. Здесь важны такие черты как профессионализм, энтузиазм, перспективность мышления, ко­торые являются следствием образования и инновационности.

В антикризисном управлении большое значение имеет гармо­ния двух рассмотренных ранее функций человеческого капитала -объекта и средства управления.

Стремясь смягчить кризис или раз­решить его в пользу развития организации, надо способствовать развитию человеческого капитала:

- вкладывать инвестиции в обра­зование,

- в здоровый образ жизни,

- мотивировать творчество в работе,

- создавать благоприятные социально-психологические условия,

- формировать традиции и ценности,

- способствовать накоплению опы­та,

- повышать уровень корпоративной культуры.

Человеческий капитал выступает как средство или как элемент механизма управления в том случае, когда на основе его реальности и особенности решаются проблемы выхода организации из кризи­са, модернизации производства, проектирования и использования различных инноваций, обновления технологий и т.д.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: