Санация инвестиционного потенциала предприятия


        

        Инвестиционный потенциал предприятия — это все потенциальные возможности финансирования антикризисной программы. Присту­пая к проведению санации, менеджер должен проанализировать яв­ные и неявные источники ее финансирования, включая самые неве­роятные и труднодоступные, составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, воз­можным последствиям, приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным, чтобы из­бежать риска устранения одного основного инвестора.

Источники инвестиций для предприятия условно можно разде­лить на внутренние и внешние (рис. 16.2).

Санация инвестиционного потенциала предприятия


              К внутренним источникам обычно относятся накопленная при­быль, амортизационные отчисления, средства резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне незначитель­ны, или отсутствуют вовсе. Поэтому на рис. 16.2 они не указаны, а представлены те источники, которые оперативно могут быть задей­ствованы на предприятии за счет мобилизации собственных произ­водственных, организационных и интеллектуальных возможностей.

       Поэтому менед­жер в первую очередь должен проанализировать следующие возмож­ности получения денежных средств:

1) реализация или сдача в аренду неиспользуемых помещений, обо­рудования и других материальных активов.

2) совершенствование работы с дебиторской задолженностью, в том числе использование такой эффективной финансовой опера­ции, как факторинг — переуступки прав банку (кредитному учреж­дению, хозяйствующему субъекту) на взыскание долгов.

3) организация вексельных программ. Выпуск векселей позволяет предприятию при­влечь ресурсы разной срочности, стоимость которых мо­жет быть существенно ниже ставок денежного кредитования, пред­лагаемых банками.

4) реализация интеллектуальной собственности и нематериаль­ных активов с помощью франчайзинга — соглашения с другим пред­приятием о продаже ему торговой марки (товарный франчайзинг), технологии (производственный франчайзинг), лицензии на право открытия магазинов, киосков и т.п. (деловой франчайзинг). Через франчайзинг фирма-франчайзер получает возможность быстрого роста своего бизнеса без использования кредитов. Франчайзинг позволяет предприятию больше контролировать условия реализа­ции своей продукции;

5) оптимизация налогообложения — процесс нахождения наилуч­шего варианта уплаты налогов из всех возможных по критерию мак­симального снижения налогового бремени на предприятие.

6) реализация непрофильных услуг: обучение, юридические услу­ги, консалтинг, изготовление технологической оснастки, ремонт бытовой техники и т.д.

         Изучив все внутренние резервы финансирования и по возмож­ности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам, к которым от­носятся:

1)        прямое кредитование партнером по бизнесу.

2)        банковский кредит — наиболее распространенный способ при­влечения компанией дополнительного капитала.

3) бюджетное кредитование, т.е. субсидирование предприятий за счет средств государственного или регионального бюджета.

4) лизинг технологического оборудования длительного срока служ­бы. Обычно лизинговыми операциями занимаются специализиро­ванные посреднические фирмы, в том числе созданные при круп­ных коммерческих банках.

5) эмиссия ценных бумаг (выпуск акций, облигаций). В развитых странах эмиссия ценных бумаг позволяет предприятию аккумули­ровать более 50% инвестиционных ресурсов. В России вероятность привлечения данного источника инвестиций крайне мала вследствие недостаточного развития фондового рынка, трудности размещения ценных бумаг, значительной недокапитализации эмитентов.

6) иностранные инвестиции. Для иностранного инвестора пред­ставляют интерес в основном добывающая и пищевая отрасли про­мышленности, а препятствием являются изменчивость норматив­но-правовой базы, низкая деловая культура, неэффективный менед­жмент, непрозрачность финансов, низкое качество продукции. Иностранный инвестор обычно требует участия в капитале компа­нии.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: