Основные параметры диагностирования


        «Диагноз» (от греч. diagnostikos — способный распознавать; учение о методах и принципах распознавания болез­ней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза).

         Формы диагноза всегда конкретны. Это могут быть относитель­ные или абсолютные коэффициенты. Они, как правило, фиксирова­ны по времени и имеют адресную привязку. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диагностика.

        Диаг­ностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских проце­дур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Диагностика — одноразовый акт, а процесс — осуще­ствляется во времени и в пространстве.

        Процесс диагностики — это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диаг­ностика - это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

        Прежде чем подробнее рассмотреть про­цесс диагностики, необходимо определить объект, цели и задачи ди­агноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.

       Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорга­низованная динамическая система (вся экономика страны, отдель­ная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы соб­ственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функ­ции, организационная структура, себестоимость и др.).

      Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого иссле­дования и на перспективу, после чего можно откорректировать эф­фективную экономическую (политическую, социальную) полити­ку, стратегию и тактику.

          Задачи диагностики — определение мер, направленных на ко­ординацию работы всех составляющих элементов системы. Профес­сиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагнос­тики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

          Определив диагноз, можно сделать прогноз. В то же время диагностика является исходным пунктом про­гноза, так как без четкой и достоверной констатации сложившегося положения нельзя оценить возможности развития объекта.                           

          Проведение диагностических исследова­ний необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Поскольку это исследовательский процес­с, то к нему предъявляются  требования как к научному исследованию:

   1) аутентичность, т.е. основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);

   2) объективность: перед началом диагностирования его участни­кам необходимо выработать процедуру оценки и составить програм­му исследования объекта.

(Три обязательных условия: 1- кто проводит исследование; 2 - где оно прово­дится;

3 -четкое определение базовых параметров, по которым прово­дится исследование.)  

   3) точность — необходимое требование к правильности диагноза.

       Существует и такое требование, как воспроизводимость иссле­дования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, не фотография рабочего дня или кинопленка, воспро­извести «один к одному» проведенное исследование невозможно — хотя бы в силу того, что с течением времени обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

       Базовые параметры — это система критериев, способных адек­ватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показа­телей, качественных характеристик, шкал и т.д.). Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима систе­ма критериев.

(Показатели  оценки состояния объекта, разработка качественных характерис­тик и количественных показателей, шкал для измерения определен­ных значений и т.п.)

      Результат — это соответствие диагностируемого объекта како­му-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или от­клонение от базы сравнения. (Представляются в виде ста­тистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объек­те во времени.)

        Диагностика проблемы - первый шаг на пути ее решения или локализации.

      Диаг­ностирование напрямую связано с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование» и «принятие решения».

Ему предшествует формулировка проблемы, ко­торую фиксирует функция контроля. После этого начинается ана­лиз проблемы, цель которого — установить диагноз, т.е. выявить ре­альные расхождения (снижение, повышение, деформации) между оптимальным и фактическим состоянием параметров жизненно значимых в конкретной ситуации. После постановки диагноза при­нимается управленческое решение относительно устранения про­блемы, следствием чего является предотвращение кризиса в орга­низации. Исследовательский процесс диагностирования представ­лен на рис. 3.1.

Основные параметры диагностирования

Рис 3.1. Алгоритм процесса диагностирования

       Как видно из рисунка, контроль может зафиксировать несколько проблем негативного свойства. Задача аналитиков — проанализиро­вать все проблемы, чтобы выявить ту из них, которая наиболее отрицательно воздействует на деятельность организации. После этого и начинается исследовательский процесс в форме диагностирования.

       При постановке диагноза следует четко различать содержание функции контроля и исследовательской функции.

       Анализ прово­дится в организациях каждой функциональной службой — плано­во-экономическим отделом, финансовым отделом, отделами сбыта и маркетинга, производственным отделом и другими службами с помощью методов и приемов статистики.

Иными словами, проис­ходит фиксация выполнения или невыполнения плана по тому или иному технико-экономическому показателю за анализируемый пе­риод. Например, рост объема производства за год составил 103,6% (факт соотносим с планом). На этом работа аналитической функ­ции заканчивается — она только констатирует перевыполнение пла­на на 3,6%. Задача же исследовательской функции в виде диагнос­тирования — это глубинный научный процесс, который в данном примере она позволяет определить, за счет каких факторов достиг­нуто это превышение — за счет роста производительности труда (ин­тенсивный фактор, т.е. положительный, так как рост объема произ­водства произошел за счет роста производительности труда) или рос­та численности (экстенсивный, а значит, отрицательный фактор, и предприятию не стоит обольщаться по поводу роста производства).

       Для оперативного управления кризисами необходимо распола­гать их четкой классификацией:

- тип или вид кризиса;

- сфера влияния или возникновения кризиса;

- метод определения кризиса;

- степень развития кризиса;

- распределе­ние кризиса во времени;

- характер учета кризиса;

- возможность регу­лирования кризиса.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: