Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации


        Знания о возможности кризиса, его проявлениях в жизнедея­тельности системы являются основой для разработки менеджмен­том мероприятий по предотвращению или смягчению отрицатель­ных и усилению положительных последствий.

          Возможность кризиса и повышение вероятности его наступле­ния возникают    в переходные периоды развития фирмы, в периоды между этапами цикла развития. Такие периоды можно рассматри­вать как межэтапные процессы перехода фирмы от одного состоя­ния в другое (рис. 5.9).

       Первый переходный период - зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления фирмы в качестве эксплерента. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фир­мы в уже функционирующей старой, или исходной фирме, влияя на ее жизнедеятельность - иногда болезненно, иногда благотвор­но. Чаще всего наблюдается переплетение положительных и отри­цательных моментов.

       Возникновение потенциала отдельного развития рождает опас­ность кризиса - но не всегда разрушительного.

      Это может быть

- кри­зис обновления,

- кризис ускорения,

- кризис поиска.

        Кризис харак­теризует ключевое противоречие развития. Возникновение потенциала новой фирмы, как правило, связа­но с общей экономической ситуацией в регионе или стране, где пред­полагается ее действие. Этот период похож на предпринимательство в области малого бизнеса: рождение идеи и первые осторожные дей­ствия в области в ее реализации, повышенная предпринимательс­кая активность и повышенная вероятность промаха, отрицательно­го кризисного эффекта.

           Кризисы при возникновении эксплерентов обычно незначитель­но влияют на общую рыночную ситуацию в отдельной стране или в отдельном регионе. Это связано с тем, что эти фирмы в большинстве своем малочисленны по персоналу, незначительны на рынке, готовы к неудаче. Во многих странах государство оказывает поддержку та­ким фирмам (малого предпринимательства), потому что они явля­ются важной сферой предпринимательской активности в области инноваций, реагирования на изменения потребностей и спроса.

           Но если количество эксплерентов, попадающих в кризисную ситуацию, начинает превышать критическую массу, то могут воз­никнуть отрицательные так называемые системные (эмерджентные и синергические) эффекты, оказывающие уже существенное влия­ние на жизнедеятельность отдельного региона, вызывающие соци­альную напряженность.

           В силу того, что эти фирмы невелики по количеству занятых и часто бесприбыльны (в особенности в начале своей деятельности), они не могут содержать специальную структурную единицу, специализирующуюся на прогнозировании, предотвращении и минимиза­ции потерь от кризиса. Поэтому менеджеры эксплерентных фирм должны владеть азами прогнозирования, теории кризисов и быть эко­номически грамотными.

Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации

          Умение менеджеров прогнозировать и предотвращать возмож­ные кризисы становится все более значимым фактором в успехе эко­номической, маркетинговой и вообще менеджерской деятельнос­ти. Поэтому необходимо уделять большое внимание специальной подготовке по антикризисному управлению менеджеров различных фирм, особенно тех, в которых существует повышенная опасность возникновения кризиса.

        Исчезновение значительной части фирм, особенно вновь воз­никших и получивших юридический статус, фиксируется статисти­кой многих стран. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года продолжает функционировать не более 20—30% вновь возникших фирм.

     Второй переходный период - становление: реальное появле­ние новой фирмы как самостоятельной организации в экономи­ческой среде, имеющей некоторые рыночные позиции и юриди­ческое оформление.

     Для патиентов проблемы возможности кри­зиса изменяются радикальным образом. Начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала.

Патиенты вырастают из эксплерентов и в зависимости от ста­дии развития могут быть либо близки по влиянию на рынок к эксплерентам (начальная стадия развития патиента), либо соответство­вать виолентам (заключительная стадия развития патиента); как показывает практика, количество неудач у этих фирм колеблется от 40 до 80%. Это объясняется тем, что управлять патиентами или экс-плерентами — не одно и то же.

         Патиенты крайне агрессивны в своих действиях и не обращают внимания на окружающую среду, поскольку им необходимо «захва­тить» определенную нишу рынка и доказать свою состоятельность. Эти фирмы с точки зрения решения вопросов предотвращения кри­зисов наиболее трудноуправляемы. Их агрессивность может ком­пенсироваться только предпринимательской культурой всего обще­ства.

        Третий переходный периодутверждение:   закрепление позиций фирмы на рынке, появление у нее определенных конкурентных пре­имуществ и их реализация в поведении на рынке. В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах раз­вития возможно отделение от нее другой фирмы или разделение ее на самостоятельные фирмы. Ведь виоленты являются наиболее крупными фирмами, оказывающими значительное влияние на ры­ночную ситуацию, и для них существует опасность кризиса. Она заключается в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, характерной для крупных фирм, социально-психологи­ческих моментах, инновационной успокоенности менеджеров.

Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации

          Банкротство или распад таких фирм могут привести к тяжелей­шим, причем не только экономическим, последствиям как в регио­не расположения фирмы, так и в масштабах мировых экономичес­ких отношений. Поэтому необходимо регулировать развитие таких фирм как на региональном, так и на государственном уровнях. Они особенно нуждаются в антикризисном управлении, которое долж­но учитывать и национальные интересы и мировые тенденции раз­вития экономики.

          Кризис виолента не только нарушает баланс на рынке, но и вы­зывает серьезные осложнения в социальной сфере. В большинстве стран законодательство о банкротстве, как правило, ориентирова­но именно на фирмы такого типа.

         Четвертый переходный периодпадение: снижение большин­ства важных показателей жизнедеятельности фирмы.

        Вообще падение основных показателей — это уже не опасность кризиса, а его признак, но темпы падения могут показывать, следу­ет ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникновения разрушитель­ного кризиса, т.е. крайнего обострения противоречий, постепенно повышающего опасность разрушения, распада. В выходе из состоя­ния падения большую роль играет система государственного регу­лирования, которая должна быть направлена на сохранение нор­мального общего социально-экономического положения. Это осо­бенно важно для стран, имеющих крупные обрабатывающие промышленные предприятия, в частности для России. Сегодня в России можно наблюдать процессы распада многих предприятий (бывших виолентов) на мелкие фирмы-коммутанты. Очень часто они становятся угрозой экологической безопасности. Поэтому не­обходима общефедеральная программа по антикризисному управ­лению, основная задача которой — минимизация ущерба при банк­ротстве предприятия или его разделении.

          Пятый переходный период - исход: окончательное разрушение фирмы, ее ликвидация тем или иным путем.      

       Каждый из переходных периодов, так же, как и этапы, имеет свои временные границы и качественные особенности.

       Первые опреде­ляются эффективностью управления, точнее, системой антикризисного управления,

       вторые — закономерной последовательностью воз­никновения новых свойств в развитии фирмы, которые можно рас­смотреть по внутренним и внешним признакам.

      Внутренние признаки — финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллекту­альный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, страте­гия, информационные технологии, качество персонала.

     Внешние признаки — конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с обществен­ностью (паблик рилейшнз), природные условия.

       Именно сочетание всех этих свойств, выраженное в показате­лях функционирования фирмы, и характеризует качественную оп­ределенность этапа ее развития, а переходный период отражает пос­ледовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.

Но не всякие изменения отражают переходный период. Неко­торые изменения характеризуют простую неустойчивость, флукту­ацию (колебания) показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.

         Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправ­ляемых процессах, отделять изменения переходного периода от из­менений нормального функционирования фирмы.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: