Тенденции цикличного развития организации


           В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с дру­гом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому иссле­дование функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.

           В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем.

           Один из наиболее ра­циональных — пятиэтапный цикл развития (рис.5.3).

         Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния соци­ально-экономической системы (в дальнейшем будем рассматри­вать ее на примере фирмы). Эти особенности характеризуют и тип фирмы.

             Первый этапэксплерентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структу­ры.

Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные об­разцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса.

      Это, как правило, рискованная деятельность. Поэтому здесь суще­ствует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, поэтому име­ется прикрытие: фирма пока находится в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой (рис. 5.4).

Тенденции цикличного развития организации

Тенденции цикличного развития организации

       

Такие организации (фирмы), называемые эксплерентными — уже некие организации, но еще не фирмы в полном смысле этого слова.

         Коллектив эксплерентной организации — это весьма инициатив­ные люди. Лидером является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой харак­тер.

         Это антрепренер, т.е. человек, способный в силу своей пред­приимчивости начинать новое дело, ощутить его экономическую перспективность. Начинать дело трудно и опасно — здесь необходимы решительность и воля, доверие и уважение, активность и на­стойчивость.

          Второй этаппатиентный: при удачном развитии событий орга­низация (фирма) продолжает расти и увеличиваться и вступает в но­вый этап (рис. 5.5). В связи с тенденциями роста требуются перестрой­ка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций, выработки конку­рентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фир­мой.

         Чаще всего он рассматривается как этап количественного рос­та, и все перестройки в управлении фирмой связаны с количествен­ными изменениями. На этом этапе также существует опасность кризиса, но она незаметна на фоне устойчивых тенденций внутрен­него развития. Кризис здесь в основном вызывается внешними при­чинами, внешними циклами развития экономики или политически­ми причинами. На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек, и этот рост оказывается оправданным, он вызывается потребностями развития.

Тенденции цикличного развития организации

Третий этап - виолентный (рис.5.6): организация достигает зре­лого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно.

Фирмы - виоленты — это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем ос­военной технологии, массовым выпуском продукции.

Фирмы-виоленты могут быть трех видов:

- национальные,

- интер­национальные и

- деструктурированные.

Тенденции цикличного развития организации

     Национальные виоленты почти всегда организовывают венчур­ные, в том числе экплерентные, фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структу­рами продажи и производства. По оценкам специалистов, общее количество национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20%, в противном случае ослабнет «подпитка» развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро уста­ревать морально.

        По достижении определенного предела (например, фирма уже утвердилась на рынке, имеются достаточные технологические и финансовые возможности) фирма, как правило, принимает реше­ние о дальнейшем развитии в виде освоения новых рынков сбыта, организации нового производства, стратегических разработок тех­нологии и пр.

       Неко­торые группы развитых национальных виолентов, несмотря на свои размеры, не утрачивают способности к быстрому росту. Они дина­мичны и являются наиболее яркими примерами агрессивной кон­куренции в верхнем эшелоне. Особенности их позиций на рынке часто обусловлены технологическими и организационными преиму­ществами в конкретной области производства и экономической де­ятельности. Стремление полностью использовать выгоды часто заставляет эти фирмы выступать как возмутители спокойствия, дела­ет их минимально заинтересованными в сотрудничестве с другими гигантами.

Эти компании-«слоны» нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность.

         Стабильность обеспечива­ется преимущественно тремя факторами:

- большие размеры,

- дивер­сификация,

- наличие широкой международной сети филиалов.

         В ус­ловиях жесткой конкуренции трудно постоянно быть первым в со­здании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет менее зависеть от исхода конку­рентной гонки. Ни одно новшество, реализованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка, следовательно, всегда остаются возможности догнать конкурентов.

        Часто «слоны» вполне сознательно избегают первенства, поскольку риск первопроходства всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские возможности, только в том случае, когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесня­ют новатора.

       Интернациональный виолент возникает как продолжение разви­тия национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта и вынужден действо­вать по правилам мирового рынка (рис. 5.7). Специфическая про­блема России, которая не решена до настоящего времени, — это стремление более развитых в экономическом отношении стран перевести в Россию экологически грязные производства, что в конеч­ном счете ставит под угрозу ее национальную безопасность.

        Закат монополии (деструктивный виолент) связан с состояни­ем «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фир­ма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причинами этого мо­гут быть распыление активности по слишком широкому кругу на­правлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу производ­ствах.

        Как правило, выход из такой ситуации — дезинвестиции, без­жалостное избавление от убыточных производств и снижение из­держек на сохраняемых предприятиях.

Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.

При этом возможно, что попавшая в полосу кризисного разви­тия фирма утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии.

         Четвертый этапкоммутантный: период упадка, старения фир­мы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности за­метно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совер­шенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к уп­рощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

          Так появляются фирмы-коммутанты (рис. 5.8), осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение кон­кретных региональных потребностей, индивидуализированный под­ход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов.

Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частич­но устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках толь­ко национального или регионального рынка).

Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своев­ременной постановке продукции на производство, о степени тех­нологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфи­ческих потребителей.

Тенденции цикличного развития организации

         Пятый этаплеталентный: деструктуризация фирмы, прекраще­ние ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты, т.е. фирмы, распадающиеся в связи с невозмож­ностью их эффективного функционирования, или фирмы, на кото­рых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие из­менения, естественно, могут породить осложнения самого различ­ного характера, в том числе и ухудшение рыночных позиций.

Тенденции цикличного развития организации


Предыдущие материалы: Следующие материалы: