Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации


             В современной литературе по менеджменту понятие «организа­ция» рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе разделения обществен­ного труда.

           Критериями такого обособления являются

- экономичес­кая самостоятельность,

- организационная целостность,

- наличие уп­равляющей системы,

- общий результат работы.

          В качестве организации могут рассматриваться фирма, предпри­ятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, ту­ристическая и др.), а также структурные единицы системы государ­ственного управления.

           

          Возможно ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации?

          Практика показывает, что кризисы не только возможны — они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной органи­зации. При этом они могут не совпадать с ритмами общего разви­тия или развития других организаций.

          Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социаль­но-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступле­ния и разрешения кризисов.

         Это можно представить сово­купностью факторов, влияющих на кризисное развитие

- внешних и внутренних,

- общих и специфических.

            Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не за­висеть.

            Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно — все зави­сит от характера организации и области ее деятельности (государ­ственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т.д.)

           Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

         Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса, и это дол­жно быть предметом специального анализа.

        При возникновении общего кризиса наблюдается  весьма заметная дифференциация различных организаций по сте­пени проявления собственного кризиса:

- одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения,

- другие долгое время сопро­тивляются кризисным явлениям,

- третьи находят возможности ис­пользовать положение для собственного блага, «ловить рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, выз­ванной общими кризисными явлениями.

         Это объясняется  причинами (внутренние факторы кризиса):

- антикризисный потенциал,

- профессиональное уп­равление,

- стечение обстоятельств,

- повышенная экономическая активность,

- удачный риск.

        Возможно, что организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

         При­чиной этого также могут быть (внутренние факторы развития):

- дело­вые и социально-психологические конфликты,

- неэффективная организация работ,

- низкий профессионализм персонала,

- устарев­шая технология,

- просчеты в экономической стратегии,

- ошибки в принятии экономических решений,

- неудачный маркетинг и др.

Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации

 

          В организации причины возникновения кризисов могут быть различными. Важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикри­зисного управления.

        Необходимо различать

- факторы,

- симптомы и

- причины кризиса (рис.5.2).

          Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тен­денциях их изменения, отражающих функционирование и разви­тие организации.

        

        Так, анализ показателей фондоотдачи, произво­дительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность производственной организации к наступле­нию кризиса.

        Большую роль играет анализ финансово-экономичес­ких и социально-экономических показателей.

                                                                                                                 

Возникновение

кризиса

'

'

1

'

Факторы

Причины

Симптомы

Распознавание кризиса

                     

Средства

распознавания

кризиса

                                    Рис. 5.2. Возникновение и распознавание кризиса

Факторы — настораживающие события.

Симптомы — проявление кризисных явлений.

Причины — источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса,          определение его содержания, свойств и характера.

Средства распознавания кризиса— интуиция, опыт, специальные зна­ния, анализ,    исследования, диагностика.

        Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризис­ных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оцени­вать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причи­нам и реальным факторам.

       Фактор кризиса - это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

        Причина кризиса — это события или явления, вследствие кото­рых появляются факторы кризиса.

                          Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в опре­деленный период времени. Симптомами же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправ­данный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации:       факторы кризиса: 

- снижение каче­ства продукции,

- нарушение технологической дисциплины,

- старе­ние технических средств,

- большая задолженность по кредитам.

                                    при­чины кризиса:

                                       - финансово-экономические просчеты,

                                       - общее положение экономики,

                                       - низкая квалификация персонала,

                                       - недостат­ки системы мотивирования.

                                   симптомы кризиса:

                                       -  появление пер­вых признаков отрицательных тенденций,                     

                                       - устойчивость этих тен­денций,

                                       - деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: