Ролевая структура деятельности и современные требования к арбитражному управляющему


Арбитражный управляющий — обобщенное понятие, обозначающее одного из центральных участников дела о банкротстве. По Федеральному закону от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) это гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий высшее образование и стаж руководящей работы не менее чем два года, сдавший теоретический экзамен по программе под готовки арбитражных управляющих, прошедший стажировку не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, утверждаемый арбитражным судом для про ведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Круг полномочий арбитражного управляющего и его название зависит от того, проведение какой процедуры на него возложено арбитражным судом: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения в соответствии с Законом о банкротстве. Целями процедуры наблюдения, реализуемыми временным управляющим, являются: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов.

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления в соответствии с Законом о банкротстве. Основной целью процедуры финансового оздоровления, реализуемой административным управляющим, является восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий, в частности, полномочий руководи теля юридического лица — должника. Основной целью процедуры внешнего управления, реализуемой внешним управляющим является восстановление платежеспособности должника посредством проведения организационно-экономических мероприятий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий. Целью конкурсного производства, реализуемой конкурсным управляющим, является формирование конкурсной массы и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника, признанно го банкротом.

Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих?

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — СРО)- некоммерческая организация, объединяющая на началах членства не менее 100 арбитражных управляющих, которая приобретает свой статус, следовательно, и полномочия по регулированию и обеспечению деятельности арбитражных управляющих, включая контроль их деятельности, со дня включения соответствующей организации в единый государственный реестр СРО.

Что такое регулирующий орган?

Регулирующий орган (далее также РО) — федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с постановлением Правительства РФ уполномочен вести реестр СРО и осуществлять контроль их деятельности и деятельности арбитражных управляющих. Регулирующим органом в сфере банкротства является Министерство юстиции РФ.

Система контроля деятельности арбитражных управляющих

Кем и как осуществляется контроль деятельности арбитражных управляющих?

Система контроля деятельности арбитражных управляющих представлена широким кругом органов и лиц, осуществляющих указанный контроль, и теми методами, которыми соответствующие органы и лица осуществляют этот контроль. Арбитражные управляющие реализуют цели со ответствующих процедур под контролем должника, кредиторов, арбитражного суда, СРО и регулирующего органа.

Как осуществляется контроль со стороны должника и кредиторов?

должник и кредиторы, прежде всего, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы в лице собрания кредиторов (комитета кредиторов), являясь лицами, участвующими в деле о банкротстве, осуществляют контроль за отбором и назначением арбитражных управляющих и их деятельностью на всем протяжении производства по делу о банкротстве.

Они, в частности, вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих из трех представленных СРО для утверждения арбитражным судом.

Контроль со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов проявляется также в том, что помимо общих требований, предъявляемых Законом о банкротстве к кандидатурам арбитражных управляющих, ими могут быть предъявлены дополнительные требования при подготовке заявки в СРО на предмет представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. К таким требованиям относятся требования о специальном образовании, стаже работы в отрасли экономики, опыте работы в качестве арбитражного управляющего. Эти требования могут применяться в совокупности. При этом собрание кредиторов не вправе выдвигать не предусмотренные Законом о банкротстве требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий обязан представить отчет о проведении соответствующей процедуры банкротства собранию кредиторов.

Разногласия между арбитражным управляющим и кредиторами, а в случаях предусмотренных Законом о банкротстве, между ним и должником, разрешаются в заседании арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.

Арбитражный суд, осуществляя правосудие, существенным образом влияет на ход производства по делу о банкротстве, возбуждая и прекращая его, удовлетворяя и отклоняя ходатайства лиц, участвующих в деле, вынося соответствующие судебные акты, тем самым, контролируя законность и обоснованность деятельности всех лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, включая арбитражных управляющих.

Контроль арбитражных управляющих само- регулируемой организацией

Подлежит лицензированию деятельность арбитражных управляющих?

С 1 июля 2002 г. деятельность арбитражных управляющих не подлежит лицензированию. Контроль их деятельности осуществляется СРО.

Законом о банкротстве предусмотрено обязательное членство арбитражных управляющих в СРО, являющихся профессиональными общественными объединениями арбитражных управляющих. Заменяя собой государственное лицензирование деятельности арбитражных управляющих, обязательное членство в СРО обеспечивает возможность профессионального общественного контроля деятельности арбитражных управляющих и призвано оказать позитивное влияние на уровень профессиональной квалификации арбитражных управляющих и их непредвзятость.

Следует заметить, что такой подход законодателя поддерживается не всеми. В специальной литературе отмечается, что требование Закона о банкротстве, об обязательном членстве арбитражных управляющих в СРО противоречит ст.30 Конституции РФ, гарантирующей добровольное и свободное вступление в любое общественное объединение и запрещающей принуждение к вступлению в какое-либо общественное объединение. Предлагается сохранить возможность осуществления деятельности арбитражного управляющего на основе лицензии для тех арбитражных управляющих, которые не желают вступать в СРО.

В СРО действуют следующие органы управления:

· исполнительный орган;

· коллегиальный орган, который образуется в составе не менее 7 человек. В его компетенцию входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов СРО в качестве арбитражных управляющих;

· орган по отбору кандидатур своих членов в целях предоставления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве;

· структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов;

· орган по рассмотрению дел о наложении мер ответственности на своих членов.

Компетенция СРО, т.е. ее задачи, функции, полномочия, фор мы и методы деятельности, определяется ее основной целью: регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих, являющихся ее членами.

Функции СРО состоят в:

· обеспечении соблюдения своими членами законодательства, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

· защите прав и законных интересов своих членов;

· обеспечении информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

· содействии повышению уровня профессиональной подготовки своих членов;

· осуществлении иных предусмотренных ее уставом и не противоречащих законодательству функций.

Для достижения поставленных целей и решения задач, а также выполнения своих функций СРО наделяются определенным объемом полномочий, воплощаемых в правах и обязанностях СРО. СРО вправе:

· представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления;

· обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы любого из своих членов;

· а применять в отношении своих членов предусмотренные учреди тельными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов СРО. для реализации данного права в СРО создается орган по рассмотрению дел о наложении мер ответственности на ее членов. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей, совершение дисциплинарного проступка;

· заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях которых установлены нарушения законодательства о банкротстве. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, несоблюдение правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством РФ, являются основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и др.);

· осуществлять иные установленные Законом о банкротстве полномочия.

Обязанности СРО, так или иначе, связаны с контролем деятельности арбитражных управляющих, в целях обеспечения надлежащей реализации процедур банкротства, прав и законных интересов должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и других лиц, участвующих в деле о банкротстве. СРО обязана:

· разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего.

· указанные правила являются стандартами профессионального поведения арбитражных управляющих;

· контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и установленных СРО правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. Реализация этой обязанности обеспечивается исполнением иных, приведенных ниже, обязанностей СРО;

· рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве. В данном случае контроль деятельности арбитражных управляющих проявляется в реагировании СРО на сигналы, поступающие от лиц, участвующих в деле, и других лице связи с конкретным делом о банкротстве;

· разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам РФ, желающим вступить в СРО. Это позволяет осуществлять контроль за отбором кандидатов и приемом их в члены СРО;

· уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее трех дней с даты его исключения. Тем самым осуществляется также контроль за своевременным отстранением арбитражного управляющего от участия в деле;

· осуществлять сбор, обработку и хранение информации

· о деятельности своих членов, раскрываемой ими для СРО

· в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами СРО. Реализация этой обязанности позволяет СРО оценивать деятельность своих членов с учетом прошлых заслуг и прегрешений;

· осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего, что позволяет оценить степень подготовки и опыт арбитражного управляющего для представления и утверждения его арбитражным судом;

· осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включенным в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам. Эта обязанность обеспечивает учет всех арбитражных управляющих и служит гарантией контроля за их деятельностью не только со стороны СРО, но и иных заинтересованных лиц, в частности, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, регулирующего органа;

· обеспечивать формирование компенсационного фон да или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

Правила проведения СРО проверки деятельности своих членов утверждены постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 366. Эти Правила определяют основания и порядок проведения СРО проверки деятельности своих членов, а также права и обязанности арбитражных управляющих при проведении СРО проверки их деятельности.

Проверка деятельности арбитражных управляющих проводится структурным подразделением, осуществляющим контроль деятельности арбитражных управляющих, формируемым в порядке, установленном СРО.

Основаниями для проверки являются обращения органов государственной власти или местного самоуправления, мотивированные жалобы лиц на действия (бездействие арбитражного управляющего, за исключением анонимных жалоб), иные основания, установленные СРО.

Порядок проверки сводится к следующему:

· решение о проведении (об отсутствии оснований для про ведения) проверки по фактам, указанным в обращении (жалобе), принимается в порядке, установленном СРО;

· СРО направляет подписанный руководителем СРО ответ о результатах рассмотрения обращения (жалобы) заявителю в течение месяца со дня его получения;

· руководитель структурного подразделения, осуществляющего контроль деятельности арбитражных управляющих, в случае если принято решение о проведении проверки, в порядке, установленном СРО, формирует соответствующую комиссию и определяет срок проведения проверки. Комиссию по проведению проверки возглавляет председатель;

· при проведении проверки комиссия вправе запрашивать у арбитражного управляющего необходимую документацию, получать от него письменные объяснения по фактам выявленных при проверке нарушений и недостатков. Этому праву комиссии корреспондирует обязанность арбитражного управляющего представлять запрашиваемые документы и материалы, давать объяснения;

· по результатам проведения проверки составляется акт проверки (в двух экземплярах), в котором указываются:

а) дата и место составления акта;

б) перечень лиц, проводивших проверку, с указанием их должностей, специальности и квалификации;

в) дата и номер решения органа СРО, рассматривающего обращения (жалобы);

г) основание принятие решения о проведении проверки;

д) фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего;

е) наименование и адрес должника, в отношении которого при проведении процедур банкротства проверялась деятельность арбитражного управляющего;

ж) наименование и адрес арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве должника;

з) сроки и место проведения проверки;

и) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях и лицах, их допустивших;

к) выводы комиссии о наличии или об отсутствии нарушения арбитражным управляющим требований законодательства и правил, установленных СРО;

л) перечень документов, на основании которых сделаны изложенные в акте проверки выводы;

м) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом арбитражного управляющего.

Акт проверки подписывается председателем и членами ко миссии. При несогласии с общими выводами комиссии член комиссии, участвующий в проведении проверки, составляет замечания, которые прилагаются к акту проверки. По решению председателя комиссии к акту проверки прилагаются материалы о проведенных в ходе проверки экспертизах, объяснения арбитражного управляющего, сотрудников организации. Акт проверки и приложения к нему брошюруются и подписываются председателем комиссии;

 экземпляр акта проверки и копии приложений к нему вручается арбитражному управляющему под расписку или направляются по почте с уведомлением о вручении, которое прилагается к экземпляру акта проверки, оставшемуся в СРО.

Арбитражный управляющий вправе при несогласии с изложенными в акте проверки фактами и выводами в течение 5 дней со дня получения акта проверки представить руководителю СРО мотивированные возражения;

И руководитель СРО по истечении 10-дневного срока с даты получения акта проверки, при проведении которой были выявлены нарушения, передает его и возражения арбитражного управляющего органу, уполномоченному на рассмотрение дел о наложении на членов СРО мер ответственности и сформированному в соответствии с установленным СРО порядком. Указанный орган в течение 10 дней принимает решение о привлечении арбитражного управляющего к ответственности;

в случае, если выявленные нарушения являются основанием для исключения арбитражного управляющего из членов СРО, орган, уполномоченный на рассмотрение дел о наложении на членов СРО мер ответственности, обращается в соответствии с порядком, установленным СРО, с требованием о созыве собрания членов СРО, или ее органа, уполномоченного принимать решения об исключении арбитражных управляющих из членов СРО.

При обращении с требованием о рассмотрении вопроса об исключении арбитражного управляющего, допустившего нарушения, из членов СРО, орган, уполномоченный на рассмотрение дел о наложении на членов СРО мер ответственности, вправе ограничить деятельность арбитражного управляющего в соответствии с законодательством и уставом СРО до рассмотрения вопроса об исключении арбитражного управляющего.

Информация о принятии решения об исключении арбитражного управляющего из членов СРО представляется СРО в регулирующий орган, осуществляющий контроль за СРО, в 3-дневный срок с даты принятия указанного решения;

Н акты проверок со всеми приложениями подлежат хранению в СРО в течение всего периода ее деятельности.

Право арбитражного управляющего на обжалование

Решения об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, об исключении его из СРО, о привлечении к ответственности могут быть обжалованы в суд.

В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, арбитражный управляющий подлежит

восстановлению арбитражным судом в рамках той процедуры банкротства, в которой он был отстранен от профессиональной деятельности.

В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из СРО, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего, он не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения обязанности арбитражного управляющего.

В период отстранения арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей вознаграждение ему не выплачивается. В случае восстановления профессиональной деятельности арбитражного управляющего арбитражным судом воз награждение должно выплачиваться за все время незаконного отстранения.

Контроль арбитражных управляющих регулирующим органом

Государственный контроль за деятельностью СРО и арбитражных управляющих осуществляет регулирующий орган — Министерство юстиции РФ, полномочия которого в сфере банкротства предусмотрены п.4 ст29 Закона о банкротстве и без изменений воспроизведены в пп. 50 п.б Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, Полномочия регулирующего органа в сфере банкротства сводятся к следующему:

· осуществление контроля за соблюдением СРО законодательства, регулирующего деятельность СРО;

· проведение проверки деятельности СРО в порядке, установленном Правительством РФ;

· обращение в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО из единого государственного реестра СРО в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

· обращение в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

· оказание поддержки СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур, связанных с вопросами трансграничной не состоятельности;

· участие в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

· утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих;

· ведение единого государственного реестра СРО и реестра арбитражных управляющих;

· осуществление иных предусмотренных законодательством полномочий.

Формы контроля деятельности арбитражных управляющих регулирующим органом

Регулирующий орган осуществляет контроль деятельности арбитражных управляющих посредством проверки деятельности соответствующей СРО. Положение о проведении про верки деятельности СРО регулирующим органом утверждено постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. Г 365.

Проверка деятельности СРО проводится инспектором регулирующего органа (его территориального органа) или группой инспекторов. Руководитель регулирующего органа устанавливает срок проведения проверки. Регулирующий орган проводит плановые и внеплановые проверки деятельности СРО.

Плановая проверка проводится 1 раз в 2 года в соответствии с утвержденным регулирующим органом ежеквартальным планом, который составляется по результатам: а) анализа отчетности и информации СРО; б) рассмотрения мотивированных жалоб, заявлений и обращений, содержащих сведения о нарушении СРО законодательства, регулирующего ее деятельность, а также материалов о несоблюдении арбитражными управляющими — членами СРО установленных законодательством о банкротстве требований.

Внеплановая проверка проводится по решению руководи теля регулирующего органа в случае: а) получения информации о нарушении СРО или ее членами законодательства, регулирующего их деятельность; б) наличия признаков банкротства СРО; в) принятия решения о реорганизации или ликвидации СРО.

В целях осуществления контроля за соблюдением СРО законодательства, регулирующего ее деятельность, регулирующий орган проверяет, в частности:

· наличие установленного Законом о банкротстве числа арбитражных управляющих и их соответствие требованиям, определенным ст.20 этого Закона;

· осуществление СРО контроля за соблюдением арбитражными управляющими Закона о банкротстве и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

· рассмотрение СРО жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих;

· обеспечение СРО информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих.

Проверяя осуществление СРО контроля за соблюдением арбитражными управляющими Закона о банкротстве и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, регулирующий орган, в частности, устанавливает: наличие у СРО правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и подтверждения ознакомления с указанными правилами арбитражных управляющих; структурного под разделения, осуществляющего контроль за деятельностью арбитражных управляющих; своевременность рассмотрения СРО мотивированных жалоб и обращений, выполнение решений, принятых по результатам их рассмотрения и проведения проверки деятельности арбитражных управляющих, а также соответствие принятых решений законодательству.

При проверке осуществления СРО контроля за деятельностью арбитражных управляющих регулирующий орган устанавливает:

наличие у арбитражных управляющих дел о банкротстве (за вершенных и находящихся в производстве); отчетов арбитражных управляющих о проведенных процедурах банкротства и их соответствие установленным требованиям; сведений о проверке СРО данных, указанных в отчетах арбитражных управляющих. Требования к отчетам арбитражных управляющих определены Законом о банкротстве и Общими правилами подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. Г 299.

Кредиторы, работники, сотрудники исполнительных органов несостоятельных компаний и другие участники процедур банкротства! Эта Цель этих брошюр - снабдить вас важной информацией по конкретным аспектам процедуры банкротства.

Следует понимать, что в брошюре не отражены все ситуации по данной тематике. для получения дополни тельной информации вам следует обратиться за консультацией к профессиональному эксперту по вопросам банкротства.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: