Антикризисный управляющий. Арбитражный управляющий. Лицензирование деятельности антикризисного управляющего. Ликвидатор. Реформатор.


Антикризисный управляющий - Физическое лицо или антикризисная управляющая компания, осуществляющие управление организациями-должниками при проведении антикризисных процедур. Арбитражный управляющий - Временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве) полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами; получать вознаграждение; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве), собранием кредиторов или соглашением кредиторов; подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Арбитражный управляющий обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках; вести реестр требований кредиторов; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования; возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. Арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков. положения о лицензировании управляющих, предусмотренные ст. 19 Закона о банкротстве, были введены в действие в соответствии с п. 3 ст. 185 этого же Закона с 1 марта 1999 г., т.е. на год позже, чем сам Закон. До этого момента допускалось назначение управляющими лиц, имеющих аттестат специалиста по антикризисному управлению, полученный в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В настоящее время лицензирование осуществляется по Положению о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544. В нем определено, что лицензия выдается физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя. Наличие лицензии не обязательно для сотрудников государственного органа по делам о банкротстве, которые в случаях, прямо установленных Законом, назначаются арбитражными управляющими. Положение предусматривает выдачу лицензий трех категорий. Лицензия первой категории дает физическому лицу право осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в отношении только трех категорий должников: отсутствующие должники, граждане и малые предприятия. Причем из анализа норм п. 5 и 6 Положения следует, что понятие гражданин не включает в себя граждан - индивидуальных предпринимателей. Для получения такой лицензии в лицензирующий орган необходимо представить перечисленные в п. 10 Положения документы: - заявление о выдаче лицензии; - копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; - справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - копию свидетельства о сдаче экзамена по программе обучения лицензирующего органа; - анкету, содержащую сведения о личностно - деловых и профессиональных качествах соискателя лицензии, по форме, установленной лицензирующим органом; - копию трудовой книжки; - документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления. Лицензия второй категории предоставляет физическому лицу право осуществлять деятельность арбитражного управляющего в отношении всех субъектов (включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), за исключением тех, которые в установленном порядке отнесены к категории крупных и экономически или социально значимых *. Для получения этой лицензии претендент помимо уже указанных должен представить в лицензирующий орган следующие документы: - копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии в качестве арбитражного управляющего (очевидно, имеются в виду назначения управляющим в отношении отсутствующих должников, малых предприятий, граждан - непредпринимателей); - отчет соискателя по форме, утверждаемой лицензирующим органом, подтверждающей стаж работы (не менее шести месяцев) в качестве арбитражного управляющего. Лицензия третьей категории предоставляет ее обладателю возможность осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в отношении любых граждан и юридических лиц (безусловно, наиболее актуально это для юридических лиц, признанных крупными, экономически или социально значимыми, поскольку на них могут быть назначены только управляющие третьей категории). Следует заметить, что до сих пор лицензий третьей категории еще никому не было выдано, поэтому федеральная служба по делам о банкротстве может назначать своих сотрудников на наиболее важные предприятия, что не всегда целесообразно. Для получения данной лицензии помимо документов, указанных в п. 10 Положения, должны быть представлены: - копии определений арбитражного суда о ранее состоявшихся назначениях соискателя лицензии арбитражным управляющим; - копии отчетов соискателя, утвержденные арбитражным судом, о завершении не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства в период работы соискателя по лицензии второй категории, которые получили положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению (из этого положения следует, что, во-первых, не учитываются результаты наблюдения и, во-вторых, нельзя претендовать на получение лицензии третьей категории после работы по лицензии первой категории); - свидетельство о сдаче соискателем экзамена по программе повышения квалификации, утверждаемой лицензирующим органом.  Указанный перечень документов является исчерпывающим. Положение о лицензировании не предполагает специализацию управляющих на осуществлении определенной процедуры (т.е. не выдается лицензия на осуществление только наблюдения либо только внешнего управления или только конкурсного производства). А между тем в ряде случаев это было бы целесообразно, поскольку известно, что специализация способствует повышению качества осуществляемой деятельности. В настоящее время любая лицензия выдается на срок не более трех лет. По окончании этого срока в лицензирующий орган необходимо вновь подать документы и внести плату за их рассмотрение в размере трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). С соискателя, получившего лицензию, взимается дополнительная плата за ее выдачу в размере 10 МРОТ. Управляющий, срок лицензии которого истек, может претендовать на выдачу лицензии той категории, которая у него была. Положение о лицензировании не указывает, как должны быть датированы документы о проведенных процедурах, но в нем установлено, что свидетельства о сдаче соискателем лицензии экзаменов по программе обучения лицензирующего органа и по программе повышения квалификации (переподготовки) действительны в течение одного года с момента их выдачи. Лицензирующий орган обязан рассмотреть представленные на получение лицензии документы в течение 30 дней со дня их поступления. В случае отказа в выдаче лицензии лицензирующий орган должен с указанием причины отказа сообщить об этом соискателю в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. В качестве причин отказа п. 18 Положения о лицензировании называет наличие в представленных документах недостоверной либо искаженной информации и несоответствие соискателя лицензии условиям, необходимым для получения лицензии требуемой категории. Если претендент не согласен с отказом в выдаче лицензии, он может настаивать на проведении за свой счет независимой экспертизы, однако для этих целей претендент может выбрать только ту экспертную организацию, которая аккредитована при лицензирующем органе. Такая экспертиза должна быть проведена в течение не более 60 дней. Лицензия подписывается руководителем либо заместителем руководителя лицензирующего органа и заверяется его печатью. Степень защищенности бланка лицензии должна соответствовать уровню защищенности ценной бумаги на предъявителя. В лицензии должны быть указаны следующие данные: - полное наименование лицензирующего органа; - категория, серия, номер лицензии; - фамилия, имя, отчество, паспортные данные лицензиата, информация о его месте жительства; - вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия (очевидно, имеется в виду деятельность по арбитражному управлению на период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства); - условия осуществления деятельности; - срок действия лицензии; - дата внесения в реестр и регистрационный номер; - дата выдачи лицензии. Ликвидатор - 1. Лицо, на которое возложено осуществление ликвидации товарищества.  2. В страховом деле - лицо, занимающееся вопросами установления убытка по страховому случаю, оценки возмещения, исследования причин несчастного случая. 1. Ликвидатор указывается заранее в учредительном акте либо назначается судом. На ликвидатора ложится ответственность за урегулирование отношений с кредиторами, реализацию активов товарищества, предъявление иска должникам. По всем этим вопросам должно быть достигнуто согласие членов товарищества или принято соответствующее судебное решение. Ликвидатор, как правило, представляет собой наемное лицо и может быть отозван либо по решению собрания, либо по постановлению суда. Ликвидатор принимает в ведение собственность компании, но не наделяется ею, если не имеется соответствующего судебного решения. Он действует скорее как управляющий имуществом несостоятельного должника, осуществляя все необходимые действия по закрытию компании. В частности, в необходимых случаях созывает собрания кредиторов, устанавливает дату предъявления финансовых претензий, принимает или отвергает эти претензии и т.п. Права и обязанности ликвидатора различаются для случаев добровольного и принудительного закрытия. Если закрытие принудительное, то деятельность ликвидатора контролируется судом. Если закрытие добровольное, то ликвидатор не контролируется судом или государственными органами. РЕФОРМА́ТОР, реформатора, муж. (книжн.). 1. Преобразователь, лицо, осуществившее реформу чего-нибудь.  Человек, склонный к реформам.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: