Формирование запасов ТМЦ


Объем финансовых средств, необходимых для создания запасов ТМЦ, определяется на основе расчета потребности в отдельных их видах. При этом запасы ТМЦ подразделяются на два вида: производственные запасы (сырье и материалы, необходимые для производства продукции); запасы готовой продукции, предназначенные для бесперебойной ее реализации потребителям.

Потребность в запасах каждого вида определяется по отдельным группам: 1) запасы текущего хранения – постоянно формируемая и обновляемая часть запасов, равномерно потребляемая в процессе производства и реализации; 2) запасы сезонного хранения (формирование таких запасов обусловлено сезонными особенностями закупки сырья, производства и потребления готовой продукции); 3) запасы целевого назначения, их формирование определено спецификой дея­тельности предприятия, например, для организации встречной торговли при закупке определенного сырья: обуви при закупке шкур; сахара при закупке сахарной свеклы; подсолнечного масла при закупке подсолнечника и т.п.

Среди этих групп основное внимание уделяется определению потребности в запасах текущего хранения (на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов ТМЦ).

Расчет ведется по каждому виду запасов. Суммирование результатов расчетов дает общую потребность в финансовых ресурсах, т.е. размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.

Основной задачей при формировании запасов является минимизация текущих затрат по их обслуживанию. Эта задача является оптимизационной и решается в процессе нормирования запасов.

Для производственных запасов она состоит в определении оп­тимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер поставки, тем ниже относительный раз­мер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер поставки опре­деляет высокий средний размер запаса.

Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить оп­ределенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальны­ми. Но при этом увеличатся текущие затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подго­товкой производства, и другие.

Минимизация текущих затрат осуществляется и путем своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов ТМЦ на основе мониторинга текущей финансовой деятельности, со­поставления нормативного и фактического размера запасов. Ме­роприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при необходимости нор­мализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при необходимости нормализации запасов готовой продук­ции). Цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, авансированных в сверхнормативные запасы.

В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO («последний пришел — первый ушел»). В соответствии с этим методом, запасы направля­ются в производственное потребление или на реализацию по ценам их последнего поступления. В отличие от метода FIFO («первый пришел - первый ушел»), когда использование запасов осуществля­ется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих запасов в условиях инфляции и эффективней управлять их стои­мостной формой движения.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: