Основная цель управления денежными потоками и пути ее достижения.


 Основной целью управления ДП является обеспечение ликвидности. Для этого разрабатывается определенный порядок (алгоритм) управления движением ДП состоящий из следующих этапов.

1. Анализ формирования денежных потоков;

2. Определение возможностей увеличения денежных притоков и сокращения денежных оттоков. Эти возможности определяются по видам деятельности.

Основная деятельность: Притоки – изменение кредитной политики, ранжирование дебиторов по объемам и срокам погашения задолженности, реализация товарно-материальных запасов, продажа дебиторской задолженности и т.д. Оттоки – реструктуризация задолженности, оптимизация налоговой политики, сокращение запасов и затрат и т.д.

Инвестиционная деятельность. Притоки – реализация части основных фондов, реализация нематериальных активов, пересмотр арендных ставок и сдача площадей в аренду и т.п. оттоки – замораживание нового строительства, пересмотр инвестиционных программ и т.д.

Финансовая деятельность. Притоки – эмиссия акций, привлечение кредиторов, продажа пакета акций и т.д. Оттоки – отказ от дивидендных выплат, реструктуризация долга и т.д.

Все эти мероприятия по увеличению денежного потока с целью поддержания ликвидности подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные мероприятия. Увеличение притока: инвентаризация, оценка и продажа (сдача в аренду) внеоборотных активов; оптимизация номенклатуры (ассортимента) с позиций ликвидности товаров; использование внесудебных процедур взыскания долга; корректировка кредитной политики; использование факторинга; продажа пакета акций и т.д.

Уменьшение оттока: сокращение затрат; пересмотр инвестиционных программ№ налоговое планирование; использование взаимозачетов и вексельных схем расчетов; реструктуризация долгов.

Долгосрочные мероприятия. Увеличение притока; дополнительная эмиссия; реструктуризация предприятия (слияние, ликвидация и пр.); поиск партнеров и стратегических инвесторов.

Уменьшение оттока: заключение долгосрочных контрактов, предусматривающих скидки или отсрочки платежей; налоговое планирование.

3. Ранжирование платежей и составление календаря приоритетных платежей.

4. Разработка гибкого БДДС, минимизирующего разрывы между притоками и оттоками денежных средств.

5. Формирование системы мер, направленных на поддержание ликвидности.

6. Организационное обеспечение выполнения разработанной системы мер.

Приемы управления дебиторской задолженностью

1. Контроль состояния расчетов по отсроченным или просроченным задолженностям

2. Проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которых приходится наибольшая доля общей и просроченной задолженности

3. Анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации.

4. Оценка реальной стоимости дебиторской задолженности (дисконт)

5. Усиление работы с должниками (с использованием внесудебных процедур взыскания долга)

6. Предоставление скидок при оплате

7. Контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей и сбалансированностью тенденций их изменений

8. Диверсификация покупателей продукции

9. Ведение «кредитных историй» потребителей с целью оптимизации кредитной политики

10.  Анализ возможности продажи дебиторской задолженности (факторинг, цессия). Факторинг оплата банком товаров отпущенных продавцом при предъявлении им отгрузочных документов. Долги с покупателей взимает банк. Цессия передача (продажа) права на операции с чем-либо или на собственность.

11.  Материальной мотивации персонала отдела сбыта (вознаграждение в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: