Антикризисная политика государства


 Антикризисная политика государства направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, на структурную пере­стройку производства и финансовое оздоровление предприятий. В этих целях разрабатываются и принимаются решения тактиче­ского и стратегического плана. Тактические решения обычно оперируют относительно небольшими суммами средств и не означают реши­тельного отхода от ранее проводимой инвестиционной политики. Стратегиче­ские решения оперируют более крупными суммами финансо­вых средств и могут привести к решительному отказу от ранее проводимой антикризисной и финансовой политики, повлечь существенные изменения ожидаемых доходов и повышение финансовых рисков.

Стратегические решения антикризисной политики должны быть также направлены на развитие и поддержку малого и среднего пред­принимательства. Для чего необходимо: а) формирование нормативно-право­вой базы поддержки малого предпринимательства; б) совершенствование сис­темы финансовой поддержки; в) создание системы информационного обеспе­чения; г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; е) производственно-техническую поддержку.

Антикризисная политика может быть успешной при выполнении следующих условиях: а) политическая и социально-экономиче­ская стабильность; б) стабильность и определенность в законодательстве, осо­бенно в налоговом; в) снижение темпов инфляции, поскольку инвестиции на длительный срок невозможны при высоких процентных ставках по банков­ским вкладам, неизбежным в периоды высокой инфляции; г) создание рыноч­ной инфраструктуры.

В свою очередь, создание таких условий невозможно без первоначаль­ного инвестирования в реальный сектор экономики. Так как, первоначальные инвестиции приводят к после­дующим инвестициям и многократному увеличению инвестиций в целом по народному хозяйству . Здесь действует цепная реакция: любое капиталовложе­ние израсходует часть своего дохода на приобретение потребительских това­ров, увеличение спроса, на которые активизирует другие производственные процессы, так как заставит предпринимателей расширять производство, тем самым стимулируется спрос на ка­питальные вложения, что вызовет вторичную занятость и рост спроса.

Однако для осуществления этого не­обходимо, чтобы финансирование общественных работ привело к чистому увеличению общественного спроса на потребительские товары. Это означает, что финансирование должно производится за счет государственного долга, а не налогообложения, поскольку рост налогообложения сокращает покупатель­ную способность населения. Кроме того необходимо второе условие - более или менее устойчивый уровень цен, так как рост цен также вызывает сокраще­ние покупательной способности населения и способствует инвестиционному спаду.

Инвестиции находятся в определенной зависимости от уровня роста продаж и дохода. Эта зависимость выража­ется принципом акселерации, согласно которому основной капитал, занятый на предприятиях, зависит от уровня дохода или объема продаж, т.е. период процветания может закончится в трех случаях: а) происхо­дит сокращение объема продаж потребительских товаров; б) продажи устанав­ливаются на одном и том же высоком уровне; в) продажи растут, но медлен­нее, чем раньше.

Возникновение любой из этих ситуаций может привести к сокращению производства в отраслях производящих машины, оборудование, что вызовет уменьшение доходов и спроса на продукцию других отраслей, т.е. приведет к дальней­шему мультиплицированному изменению в доходах и расходах.

Принцип акселерации представляет фактор, порождающий не­стабильность экономики. Если продажи промышленных товаров понижаются или повышаются, то принцип акселерации значительно увеличивает эти коле­бания. В момент подъема он подталкивает чистые инвестиции вверх, а в мо­мент спада с той же силой приводит к чистому деинвестированию.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: