Основные направления совершенствования государственного регулирования финансовых отношений в целях оздоровления экономического состояния предприятий.


Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

В странах Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания высокой инновационной активности, решение которых достигается как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса. Государственные программы поощрения НИОКР включают четыре раздела: выработка общих принципов политики поощрения и её целей; исчерпывающее информационное обеспечение; создание групп по оценке данных программ, действующих независимо от аппарата управления, и выбор рационального временного интервала для проведения таких оценок; непосредственное проведение оценок.

Государственная финансовая поддержка в развитых странах направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными фирмами лидирующих позиций в разработке передовой технологии и на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР.

В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей.

Если техническая ситуация оценивается как абсорбирующая (сильное технологическое отставание, низкорентабельное производство и др.), то необходимо расширять международное научно-техническое сотрудничество, отдавая при этом предпочтение освоению передовых технологий и созданию необходимой институциональной и технологической инфраструктуры. Формы и масштабы государственного воздействия на научно-техническое развитие зависят от конкретных условий конкурентоспособности и технологических возможностей страны.

Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация технологий, по отношению к которым необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных возможностей нации в обладании данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование.

В странах развитой рыночной экономики проблемам государственного регулирования и их разрешению уделяется постоянное внимание. В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям: 1. совершенствование управления, которое рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ; 2. управленческое законодательство, являющееся юридической базой для осуществления перестройки структуры госаппарата; 3. совершенствование ведомственного уровня, обеспечивающего перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.

Для руководства всей работой в США созданы специальные органы. Президентский совет по честности и эффективности (создан в марте 1961г.) призван координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь, некомпетентности управления и борьбе с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризированных систем проверки и контроля).

Кроме того, в 1984г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить местом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления: совершенствование управления финансовыми ресурсами; повышение отдачи от правительственных ведомств; рационализация управленческих инструментов и процедур; усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.

Следует отметить, что государственное регулирование значительно усиливается в периоды  экстремального развития. Например, в Японии в послевоенные годы, когда коэффициент ущерба составлял для энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58 %, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной экономической политики в тот период были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949 - 1950г.г.) продолжалась активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно, буквально по месяцам отменяется государственное регулирование цен. Административное установление цен на услуги коммунального хозяйства, связи, электроэнергию, в розничной торговле сохранялось длительный период.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: