Раскройте понятие «реформирование предприятия». Основные цели РП. Содержание РП. Три этапа РП и их содержание.


В 1998 г. была утверждена постановлением правительства РФ от 30 октября 1997 года N 1373 «Концепция О реформе предприятий и иных коммерческих организаций»

К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

- недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

- низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

- неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

В современных условиях уставный капитал акционерных обществ, который является одним из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность. Нельзя рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будет обеспечено право собственности на землю. Вопросы продажи земельных участков, расположенных под объектами недвижимости предприятий, решаются медленными темпами, несмотря на то, что указами Президента Российской Федерации они в основном урегулированы.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти

Под реформой предприятий понимается изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений

Основные цели реформирования предприятия – это улучшение финансово-экономического положения предприятия на рынке. В результате реализации этой цели получаем:

- увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- путем сокращения задолженности по з/п и создания новых рабочих мест при реструктуризации предприятий улучшается социальная обстановка в стране.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи:

- изменить менеджмент ч/з развитие внутрифирменного финансового механизма;

- повысить эффективность управления собственностью и ресурсами;

- внедрить маркетинговую стратегию, осуществить поиск рынков сбыта и партнеров в бизнесе;

- повысить конкурентно способность продукции;

- увеличить производительность труда и внедрить новые технологии;

- создать благоприятные условия для инвесторов, кредиторов, имеющих намерение выделить средства для финансирования перспективных инвестиционных программ;

- снизить издержки за счет использования резервов имеющихся в распоряжении персонала на отдельных участках;

- изменить мотивацию, повысить активность и заинтересованность в результатах труда.

Этапы реформирования предприятий. Для обеспечения эффективности всех действий руководства в процессе подготовки и проведения мероприятий по реформированию предприятий рекомендуется последовательность  управленческих решений в структурно оформленном, подготовительном, основном и заключительном этапах.

Задачи подготовительного этапа:

§ комплексное обследование состояния предприятия:

- финансово-экономический анализ их деятельности;

- выявление ключевых проблем;

§ разработка программы реформы, содержащей конкретные цели, задачи, мероприятия, ресурсы, сроки и планируемые результаты;

§ защита и утверждение программы реформы на необходимых уровнях;

§ изучение управленческим персоналом предприятия нормативно-правовой базы по проблеме реформирования предприятий;

§ приобретение теоретических знаний по данной проблеме;

§ изучение прецедентов предприятий, которые уже приняли решение и находятся в процессе реформирования;

§ издание приказа по предприятию о реформировании;

§ создание рабочей группы по реформированию;

§ если предприятие располагает возможностью своими силами подготовить программу реформы, то специалисты приступают к ее разработке самостоятельно. Если нет, то при наличии средств у предприятия обращаются к услугам консультационных фирм.

Задачами основного этапа являются:

§ выполнение руководством предприятия совместно с консультационной фирмой (если она привлекалась) мероприятий программы реформы;

§ мониторинг реализации программы реформы, подготовка заключений о ходе реализации программы реформы отраслевым министерством, администрацией муниципального образования, Мингосимуществом содержащего мнение о роли консультационной фирмы в процессе реализации программы реформы;

Суть второго этапа – основного – заключается в осуществлении процесса реформирования, т.е. в поэтапной реализации всех намеченных мероприятий программы реформирования предприятий. Это самый длинный по времени процесс, который может занимать период до 2-х лет.

Задачами третьего - заключительного – этапа являются:

§ оценка результата мероприятий по реформированию данного предприятия на основе сопоставимого анализа финансово-экономического состояния предприятия. Оценку результата дают отраслевые министерства, Мингосимущество, администрация муниципального образования, консультационная фирма, если ее участие было оговорено;

§ заполнение паспорта предприятия;

§ утверждение координационным советом оценки результата (если программа утверждалась в заседании Координационного совета).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: