Какие проблемы препятствуют введению АМ в практику управления отечественными предприятиями


Роль антикризисного менеджмента как разновидности управления деятельностью предприятия в целом велика. В развитых странах ему уделяется серьезное внимание. С переходом к рыночным отношениям потребность в его практическом применении возникла и у отечественных предприятий, пребывающих в состоянии хронической неплатежеспособности. Однако между потребностью и ее удовлетворением возникла пропасть. Это связано с нали­чием смежных неразрешенных проблем. Общими для всех предприятий являются следующие:

•  недоверие к формальным методам и методике анти­кризисного менеджмента, основанное на мнении, что бизнес — это умение «крутиться», ориентироваться в те­кущей обстановке;

•  высокая подвижность внешней среды, вызванная колебаниями конъюнктуры и социально-политическими коллизиями, и как следствие —неуверенность в будущем;

•  недостаток высококвалифицированных руководи­телей, незнание и неумение существующих руководите­лей грамотно управлять деятельностью предприятия, так как их предшествующий опыт основывался на централи­зованном управлении;

•  слабое техническое, несовершенное методическое и недостаточное информационное обеспечение антикри­зисного менеджмента;

•  необходимость дополнительных затрат на проведение специальных исследований, на диагностирование, прогно­зирование и планирование, оплату труда специалистов, а также дополнительных затрат времени;

•  чрезмерно высокая степень неопределенности рос­сийского рынка;

•  низкий уровень культуры участников российского рынка;

•  несовершенство действующего законодательства, с одной стороны, и плохое закононепослушание — с другой.

Как составная часть управления деятельностью пред­приятия в целом антикризисный менеджмент представ­ляет собой систему элементов, схожих по содержанию с элементами системы управления предприятия в целом. В состав этих элементов входят следующие подсистемы:

•   целевая —совокупность стратегических и тактических целей функционирования предприятия, достижение кото­рых обеспечивается выпуском конкурентоспособной про­дукции; ее компоненты: повышение качества продукции, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, орга­низационно-техническое развитие производства, социаль­ное развитие коллектива, охрана окружающей среды;

•   функциональная — разработка, организация и осу­ществление управленческого процесса; ее компоненты: маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организация его выполне­ния, учет результатов, контроль хода выполнения, мо­тивация и регулирование выполнения решений;

•   обеспечивающая —состав, уровень качества и органи­зация обеспечения системы управления всем необходимым для ее нормального функционирования; ее компоненты:

, методическое, ресурсное, техническое, кадровое, информа­ционное и правовое обеспечение;

•   внешняя среда — факторы макро- и микросреды предприятия, инфраструктура региона, влияющие на со­держание и качество управленческого решения;

•  управляющая -совокупность требований к качеству управленческого решения и. организация процесса управления персоналом по достижению целей и задач системы; ее компоненты: управление персоналом, со­циология и психология менеджмента, технология разра­ботки и реализации управленческого решения, анализ и прогнозирование в принятии решений;

•   обратная связь -различная информация, поступаю­щая от исполнителей и потребителей к источнику при­нятия решения.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: